Александр ПОПОВ (Президент Ассоциации рыбопромышленников Сахалина ) – Надо освобождаться от надуманных препон в рыболовном деле
На Сахалине начинается лососевая путина-2010. О стартовых условиях рыбалки в этом сезоне и опыте минувшего года РИА Fishnews.ru рассказывает президент НКО Ассоциация рыбопромышленников Сахалина Александр ПОПОВ.
- Минувший год показал преимущества оперативного регулирования промысла лососей на региональном уровне и лова по заявительной «олимпийской системе»? Как организована путина на Сахалине в этом году?
- На самом деле в прошлом 2009 году лососевая индустрия Дальнего Востока вернулась к принципу регулирования промысла мигрирующих на нерест производителей, существовавшему более 100 лет. С начала ведения промысловой статистики в 1873 году и до 1999 года рыбаки ловили лосося по факту его подходов на каждый рыбопромысловый участок, но с учетом заполнения естественных нерестилищ рек и отлова на «забойках» необходимого рыбоводным заводам числа производителей. Десятилетние (1999-2008 г.г.) попытки заставить лосось ловиться строго в рамках ОДУ породили лишь незаконные схемы вынужденного укрывательства уловов со всеми вытекающими отсюда, в том числе и для научного мониторинга, последствиями. Ни разу за все время жесткого квотирования объемов изъятия лососей итоговые фактические уловы не соответствовали первоначально утвержденным Правительством ОДУ. Их (опять же через полновесную процедуру подготовки и принятие Постановлений Правительства) приходилось многократно «подгонять» под текущую обстановку с подходами и уловами лососей. То, что отменили ОДУ по лососям – здорово! Но мы предлагаем пойти дальше и изменить статус, введенного вместо ОДУ отраслевого ежегодного Прогноза промышленного вылова лососей, с обязательного к распределению между пользователями РПУ на рекомендательный и, лишь в целях ориентировки рыбопромышленников на подготовку необходимых промыслово-производственных мощностей. Пусть пока, в качестве эксперимента, в сахалино-курильском бассейне. Причина та же: в 2009 году первоначальные Прогнозы так же, как и ранее ОДУ, но оперативнее, неоднократно корректировали и переутверждали в Москве. Представьте, если рыбаки стали бы ежедневный выход в море строго привязывать к прогнозу погоды?! Они же тогда с голода помрут. То же и с оправдываемостью прогнозов по лососю, особенно с «гуляющей куда хочу» горбушей, выловы которой на Сахалине и Курилах доходят до 70%. Надо последовательно освобождаться от любых надуманных препон в рыболовном деле.
Путина-2010 только начинается. Настрой рыбаков и региональных властей – провести ее по зарекомендовавшей себя в прошлом году заявительной, или так называемой «олимпийской» системе, без каких-либо «резервов» и массовых изъятий «излишних» производителей на реках под видом квот «регулирования и воспроизводства»
- Оппоненты заявительной системы говорят, что она хороша лишь при рекордных подходах рыбы, а резервы по-камчатски позволяют не оставить без улова даже тех пользователей, кто находится в менее выгодных позициях на пути миграций лосося. Для вашего региона это актуально? Каких подходов рыбы ждут сахалинцы и какими силами будут ее осваивать?
- Даже в рекордный прошлый год ничто не помешало областной Комиссии по анадромным видам рыб сначала удовлетворить в полном объеме заявки предприятий на промысел горбуши в юго-западно-сахалинском промысловом районе, а потом принять решение о запрете ее лова в связи с не оправдавшими прогноз подходами и с целью заполнения естественных нерестилищ. Рыбаки понесли убытки, но они знали, на что шли, их предупреждали о таких возможных действиях Комиссии. Противоположный пример – восточно-сахалинский промрайон, принявший в 2009 году основную нагрузку подходов лососей к берегам Сахалина. Рыбаков-прибрежников, на чьих промысловых участках оказались «аварийные» по перезаполнению и заморам водоемы от напиравшего с моря лосося, решением Комиссии обязали не допустить катастрофы и организовать вылов проскочившей мимо неводов рыбы непосредственно в предустьевых и устьевых пространствах нерестовых рек. Справились. Так что «олимпийка» обкатана для любых ситуаций. Уточняю – в Сахалино-Курильском бассейне. Но! Навязывать ее другим регионам, как нам пытаются навязать «камчатскую» систему, нельзя. Мы разные! И это я понял на проходившем во Владивостоке 29 апреля заседании ДВНПС.
Все стало на места после объяснений глав делегаций Камчатского и Хабаровского краев: зачем им требуются резервы квот лососей. И для них это действительно оправдано. А для Сахалинской области с ее короткими реками, а в большинстве просто нерестовыми ручьями, «резерв» является излишней опцией системы регулирования добычи анадромных видов рыб. Сахалину и Курилам промысел в реках скорее противопоказан, поскольку лосось, особенно поздние его подходы, начинают нереститься прямо сразу после устья. Не в этом ли кроется разгадка парадоксального на первый взгляд сравнения: общая площадь естественных нерестилищ Камчатки – более 300 млн. кв. метров, а Сахалина – 25 млн. кв. метров. В 12 раз меньше! А ловим лосося мы ежегодно больше! Только не нужно ссылаться сразу на эффект работы 36 сахалинских рыбоводных заводов. Споры о количестве заводской и естественной рыбы, возвращающейся на нерест в наши реки, по крайней мере по горбуше, идут на разных уровнях. Рассудить оппонентов может только мечение выпускаемого малька и последующий учет меченой рыбы, вернувшейся на нерест. А если серьезно, то мы предлагаем (исключительно для Сахалинской области) в существующие договора о закреплении рыбопромысловых участков дополнительно включить следующие обязанности пользователя:
а) производить работы по спасению молоди, рыбохозяйственной мелиорации и изъятию излишних производителей в нерестовых реках, впадающих в рыбопромысловый участок, согласно решениям комиссии по регулированию добычи анадромных видов рыб;
б) ежегодно выделять средства на содержание временных внештатных инспекторов рыбоохраны на период нерестового хода анадромных видов рыб;
в) производить все работы, предусмотренные п.п. а) и б) настоящего договора за свой счет и своими силами.
Действеннее этих мер по борьбе с браконьерством и преумножению популяций лососей каждой конкретной реки либо другого водоема, трудно придумать.
Прогноз общего вылова лосося по Сахалину и Курилам в 2010 году – почти 120 тысяч тонн. Понятно, что все «силы» никуда не делись и готовятся к путине, на всякий случай, как всегда, – во всеоружии. Конечно же, надеемся, что Прогноз не оправдается и подойдет больше лосося, как уже не раз бывало. Ну, а если подойдет меньше прогнозных величин, то будем ограничивать либо полностью закрывать рыбалку со снятием неводов. В деле ЛОСОСЯ главное – обеспечение воспроизводства будущих поколений, естественного и искусственного в равной по важности степени.
- Известно, что каждая пятая банка рыбных консервов в стране – родом с Сахалина. Но ваш регион располагает и другими перерабатывающими мощностями – удалось их нарастить и модернизировать за последнее время? В каком перерабатывающем или морозильном оборудовании заинтересованы сегодня сахалинцы? По какому пути намерены развиваться?
- С трудом себе представляю, как можно сегодня, даже от имени родной ассоциации, выведать истинные планы развития у производственников, а тем более как-то повлиять на них. Знаю точно одно – в прошлогоднюю лососевую путину на своих береговых предприятиях сахалинцы и курильчане обработали 97% всех уловов. А это 300 тысяч тонн в течение двух месяцев! По-моему, лучший показатель по Дальневосточному бассейну.
- Глава ведомства Андрей Крайний в ответ на коллективное письмо, подписанное руководителями целого ряда ассоциаций Сахалина (в том числе там стояла и Ваша подпись), обвинил рыбаков региона в нежелании работать прозрачно, легально, а, по сути, обвинил в браконьерстве и сокрытии доходов. Вам и Вашим коллегам это не будет мешать продолжать работать, развивать бизнес, продолжать диалог бизнеса с властью?
- Руководитель, пусть даже самого Федерального агентства, не в состоянии помешать работать и развиваться целому рыбацкому региону. Все обвинения в наш адрес в нежелании работать прозрачно и легально – плод неинформированности либо не совсем здорового воображения. Достаточно обратиться к данным АНО НТЦ «Дальрыбтехника»: «Исследования производственно-экономических показателей рыбохозяйственного комплекса по регионам Дальнего Востока за 12 месяцев 2009 года». Там у «браконьеров» сахалинцев, по сравнению с другими регионами, по основным параметрам, характеризующим «прозрачность бизнеса», в 2009 году достигнут самый высокий показатель против факта 2008 года: уплата налогов и других обязательных платежей во все уровни бюджета – 131,4%; среднемесячная заработная плата – 135,8%; количество прибыльных предприятий – 131,9%. При этом, по официальной статистике, размер среднемесячной заработной платы у нас – один из самых высоких в Дальневосточном регионе. Любишь власть либо не любишь, а работать-то надо. Пока прямого диалога с господином Крайним у сахалино-курильских рыбаков не получается, может быть, за исключением некоторых особых «почитателей» талантов Андрея Анатольевича. Хотя вопросов накопилось немало. Личные обиды и работа – вещи несовместимые. В этом для меня всегда будут примером настоящие «отцы» рыбной отрасли – Ишков (по рассказам), Каменцев, Котляр, Корельский, Родин, Измайлов. Созидатели и создатели многого в отрасли, чем мы до сих пор пользуемся. Рыбаки для них в любой ситуации прежде всего были людьми, а не «серой массой».
- Кроме перетасовки Комиссии по регулированию промысла анадромных рыб, какие еще действия Росрыболовство произвело в период подготовки к путине: решена ли проблема с пограничниками в части работы маломерного флота в ночное время, усилены и оснащены органы рыбоохраны и пр.?
- Насколько я осведомлен, то сахалинская Комиссия по регулированию добычи анадромных видов после майских праздников стала преимущественно «московской»: из 20 членов 12 – представители федеральных органов, в том числе 8 от Росрыболовства. Вышел интересный приказ от 26 марта 2010 г. за № 249 Федерального агентства по рыболовству. Самостоятельно разобраться в нем вряд ли возможно. Будем обращаться за помощью к специалистам. Проблема ночного промысла маломерным флотом остается. По усилению охраны рек и нерестилищ СКТУ предложило самый оптимальный, проверенный годами, вариант – временных внештатных инспекторов из числа самих рыбаков. По штатным единицам рыбоохраны информацией не обладаю.
- Если вернуться к путине минувшего года, то наибольшее недовольство Москвы вызвал тот факт, что российский лосось со своей демократичной ценой так не добрался до столичных прилавков. Предприятия области выловили тогда около 300 тысяч тонн – это примерно по 30 кг на каждого жителя Москвы, включая младенцев. Может быть, стоит централизованно отправить им весь улов нынешнего года? Росрыболовство перевыполнит план по продовольственной программе, а с Вас и Ваших коллег снимут обвинения?
- По поводу обвинений, то, как уже было сказано, голословных заявлений не приемлем.
В отношении «недовольства Москвы» надо спросить с тех, кто это обещал сделать. Рыбаки свою работу выполнили на все «сто». При этом вынуждены были часть продукции сгноить в хранилищах в ожидании российских покупателей. В отношении улова этого и последующих лет все должно происходить на рыночной основе, без принуждения к обязательным поставкам, обязательным продажам и «демократичным» ценам. Если бы, скажем, в 2010 году Федеральное агентство по рыболовству, озабоченное насыщением центральных регионов отечественной рыбой, изыскало бы средства, к примеру, развернуло бы через Правительство невостребованные суммы на компенсацию банковской ставки по кредитованию судостроения на компенсацию железнодорожного тарифа по перевозке с Дальнего Востока рыбопродукции и организовало распределение их через конкурсы между ее производителями, то почти уверен – ваше предложение было бы во многом реализовано.
Елена ФИЛАТОВА, РИА Fishnews.ru
Май 2010 г.
Добавить комментарий