Георгий КИМ (Ректор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета) – Бег на месте, или Как подружить бизнес и инновации
Президент России Дмитрий Медведев 2 августа 2009 г. подписал Федеральный закон № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Предполагалось, что этот нормативный акт станет базой для создания малых предприятий при вузах и трудоустройства выпускников по специальности. О том, какие перспективы и возможности сулит новый закон отраслевым учебным заведениям, корреспондент журнала «Fishnews – Новости рыболовства» беседует с ректором Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Георгием КИМОМ.
– Георгий Николаевич, заинтересованы ли вузы в этом законе? Какие перспективы открывает для Дальрыбвтуза вступление ФЗ № 217 в силу?
– Я так полагаю, что необходимость создания подобных хозяйственных обществ в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности вытекает из истории нашего государства. Наука часто заявляла о том, что наши достижения используются где угодно, только не в России. Для нашей страны вообще характерна ситуация, когда между разработкой продукта и его внедрением или массовым выпуском проходят десятки лет. А сколько прекрасно задуманных, передовых, «прорывных», но главное вполне окупаемых, прибыльных и даже сверхприбыльных проектов так и не вышло из стен лабораторий! Или вышло, но по ту сторону границы!И вот появился закон, очень своевременный и нужный. Но что такое закон и механизмы его реализации сегодня? Это абсолютно полярные вещи. И сколько нужно пройти по нашим длинным коридорам власти, чтобы было наконец принято это постановление, которого мы ждем с нетерпением. Почему с нетерпением? Мы очень заинтересованы в том, чтобы было немедленное развитие студенческой науки, вузовской науки, а это и есть основа всего – основа написания диссертаций, защиты дипломных работ, подготовки специалистов с учетом требований производства. Вовлечение студентов в производственный процесс – непременный элемент современного профессионального образования: от разработки идеи до ее воплощения в выпуске конкретного продукта или услуги, продвижения ее на рынок и реализации. Это мощнейший толчок к развитию малого и среднего предпринимательства, причем «замешанного» на инновационных технологиях, тесно связанного с передовыми исследованиями, наукоемкого производства.
– На ваш взгляд, существуют ли все необходимые механизмы для реализации закона на практике?
– Нет, не существуют. Больше того, когда я был в Москве, в правовом департаменте Минфина мне так и сказали: «Дайте нам постановление правительства, где будет все расписано, кому и что делать». Получается как всегда: закон вышел, мы его давно обсуждаем, а на деле – топчемся на месте.
– А каким вы видите механизм реализации этого закона?
– Мы хотим видеть правительственный регламент, который указывает конкретные шаги государственным образовательным или научным учреждениям по созданию хозяйственных обществ для практического использования результатов интеллектуальной деятельности.
– Вы предпринимаете какие-либо шаги с целью ускорить принятие постановления Правительства РФ или как-то повлиять на его содержание?
– Да. На собраниях, заседаниях ректоров Дальнего Востока, научной и научно-педагогической общественности мы обсуждаем этот вопрос. Мы предлагаем ускорить разработку типовых рекомендаций по реализации ФЗ № 217, в том числе и в вопросе порядка внесения вузом имущества и денежных средств в создаваемые хозяйственные общества. Более того, был подготовлен проект типового регламента по действиям вузов при организации хозяйствующих обществ. Он будет подан на рассмотрение в Федеральное агентство по образованию на Годичном собрании научной общественности высшей школы России, которое состоится в декабре 2009 г. в Санкт-Петербурге.
Также мы считаем, что правительство РФ должно разработать программу по оказанию финансовой и организационной поддержки вузам на первом этапе реализации федерального закона, которая также должна включать и механизмы налогового и таможенного стимулирования как для предприятий, внедряющих новые технологии, так и компаний их разрабатывающих.
– Федеральный закон № 217 позволяет бюджетным учреждениям науки и образования создавать малые предприятия для внедрения результатов своих исследований в производство. В Дальрыбвтузе уже десять лет действует Научно-экспериментальный центр марикультуры (НЭЦМК), будет ли он преобразован в соответствии с этим законом?
– Если говорить о создании малых предприятий при вузе в сфере марикультуры, то у нас все упирается, говоря образно, в проблему с водой. Это – главный тормоз, потому что мы, в отличие от многих других учреждений науки и образования, не просим у федеральных или местных властей предоставить нам помещение, построить завод и т.д. У нас уже все это есть: не только идея, но и отработанная технология. Нам нужна только возможность. На совещании у губернатора я предлагал: «Давайте повлияем на постановление правительства РФ о реализации этого закона, с тем чтобы механизмы действия были прописаны с учетом нашего мнения, специфики вуза, территориальных особенностей».
В случае если нам дадут возможность, то на базе НЭЦМК в Славянке будет построен внебюджетный мини-завод. Он стоит всего 10 тыс. долларов. Для сравнения: на севере Приморья тоже есть завод по воспроизводству трепанга, мощностью 2,5 млн. штук в год, но стоимостью более миллиона долларов. А у нас выпуск и адаптация – 1,2 млн. штук, но за 10 тыс. долларов! В этом году мы должны получить разрешение на изъятие выращенного трепанга. Мы в Дальрыбвтузе прошли этот путь целиком: от отработки технологии до выпуска мальков и подъема товарной продукции. Мы можем показать пример всему Дальневосточному федеральному округу, как создать прибыльное производство, выпускающее крайне востребованный продукт и способное зарабатывать миллиарды, причем не рублей, а долларов. Так что если появится возможность, НЭЦМК, конечно же, должен быть преобразован.
Если у нас будет разрешение на изъятие выращенных гидробионтов, нам даже не понадобится государственных вливаний. Мы сможем развиваться сами, за счет собственных средств, за счет интеллектуальной собственности наших ученых. Создадим новое предприятие, которое распределим по долям в процентном соотношении. Дальрыбвтуз будет хозяином на 80%, а 20% отдадим остальным участникам – нашим ученым и биологам. Приоритеты при распределении доходов должны быть следующие: 50% – это развитие вуза, остальная часть должна делиться между теми, кто там работает. Обязательно надо стимулировать интеллектуальный вклад. Представляете, какой будет конкурс и ажиотаж на получение рабочего места в вузе?
Таким образом, мы могли бы разработать модель предприятия, подходящую не только для бухты Северная, но и для островов Русский, Попова и т.д. Мы посчитали: таких бухт в Приморье, по меньшей мере, сотня – с соответствующими глубинами, чистотой воды и так далее. Только представьте: в перспективе это сотня новых предприятий, для которых мы подготовим специалистов. И это только одно направление! В рамках закона под крылом вуза можно создать десятки малых предприятий, где будут работать в первую очередь студенты. В сфере марикультуры это может быть подвесное выращивание гребешка, выращивание гигантских устриц, культивирование травяной креветки и, разумеется, главный валютоемкий вид – дальневосточный трепанг.
Но нам нужна оперативность по приведению законодательства в соответствие с жизненными реалиями. По научным идеям, по технологиям мы далеко ушли вперед, но нормативно-правовая база висит на нас пудовыми гирями. Неужели каждый раз необходимо вмешательство президента, а потом и председателя правительства, чтобы закон заработал?
– Какие еще предприятия может создать Дальрыбвтуз на основе нового закона?
– Марикультура – наша визитная карточка, но не единственная. У нас огромное количество уникальных разработок по технологии. Когда в Калининградской области вице-премьер Виктор Зубков проводил совещание по подготовке кадров для рыбной отрасли, мы привезли туда вузовскую выставку преимущественно с продукцией из кальмара. Как вы знаете, этот объект ежегодно недоосваивается. В крае его не добывают – он не интересен нашим рыбакам и не слишком популярен у населения. Технологический процесс обработки кальмара достаточно сложный, а ассортимент выпускаемой продукции, как правило, ограниченный. И это у нас, на Дальнем Востоке! В европейской части России его, в лучшем случае, могут сварить и сделать салат под майонезом или поджарить с луком. Все! Но у нас в вузе имеется добрая сотня разработок по изготовлению из кальмара вкуснейших продуктов всех видов.
Поэтому нам так нужно постановление правительства, чтобы на основе этого закона мы смогли бы построить полноценные мини-заводы на существующих площадях. В них автоматически были бы задействованы все наши специальности: тралмастера – добывают, холодильщики – охлаждают, технологи – разрабатывают и перерабатывают, а экономисты – считают. Завершать эту цепочку будет конечный продукт на столе нашего потребителя. Вот к чему нужно стремиться!
– Какие инновации и изобретения специалистов Дальрыбвтуза требуют подобного продвижения?
– Есть очень много разработок по технологии металлов. У нас очень сильная кафедра судомехаников, где тоже постоянно создают что-то новое. И до слез обидно, когда масса полезных и интересных идей наших преподавателей и ученых так и оседают у них на полках. Сейчас мы создали у себя, не дожидаясь постановления правительства, коллектив ученых из ведущих специалистов и заведующих кафедрами при проректоре по научной работе. Этот совет ученых принимает решения: насколько интересен тот или иной проект, насколько он перспективен и т.д., а только затем передает его на обсуждение к нам в администрацию.
У нас есть очень много разработок по строительству новых современных типов промвооружения, экспериментальных тралов. Как выловить больше с меньшей затратностью? А как ловить и как работать в условиях шторма, в условиях льдов? Можно было бы создать небольшой цех по пошиву этих орудий лова, популяризировать их среди рыбаков. Я уверен, тут тоже можно достичь успеха. И когда действующие «большие» предприятия увидят в деле наши апробированные проекты, они и будут их строить. А наша задача – оказать им содействие и помощь. Получается прямая связь за счет деятельности малого предприятия: создаем, достигаем, а достигнув, передаем промышленности. Вузы должны готовить специалистов, а не заниматься только производством.
В таком ключе можно говорить обо всех направлениях в образовательной деятельности Дальрыбвтуза. Мы говорим об инновационных вещах, о новых достижениях. Наши специалисты обладают многими патентами. Но как этот патент реализовать в жизнь? Сложно, очень сложно, но хочется верить, что с помощью этого закона дело сдвинется с места.
– Какой отдачи следует ожидать от создания малых предприятий при вузах? Что реализация этого закона даст непосредственно Дальрыбвтузу, его коллективу, обучающимся в вашем вузе, выпускникам и, наконец, рыбной отрасли в целом?
– Частично я уже ответил на этот вопрос. Если конкретно, то даст возможность сдвинуть науку с места, продвинуть ее. Везде нужны стимулирующие факторы воздействия на тех же специалистов, ученых, а также студенчество, которое с помощью знаний, полученных в вузе, будет зарабатывать. Студент, работая на таком предприятии, не только познает свою профессию, но и зарабатывает деньги, т.е. он заинтересован дважды. Так же, как и преподаватель, который будет с большей отдачей заниматься научной деятельностью, а не бегать по вузам, зарабатывая копейки. У профессорского состава появится возможность сосредоточиться на конкретном направлении разработок, будет время и на научную деятельность, и на образовательную.
– Сколько рабочих мест Дальрыбвтуз может создать дополнительно?
– Мы считали, что если организовать десятки предприятий, мини-заводов, то я могу смело назвать цифру в 5 тыс. рабочих мест, которые мы могли бы создать. При реализации только одной программы – подвесного способа воспроизводства гребешка – у нас задействовано уже два десятка человек. Мини-завод – еще два десятка. То есть в любом случае, даже при таком маленьком масштабе, десяток малых предприятий – это сотня рабочих мест. А если создать несколько полноценных предприятий, на которых должны трудиться 300-500 человек?
– 5 тыс. рабочих мест – звучит фантастично. За какое время вуз мог бы создать такое количество предприятий?
– Я полагаю, нам бы потребовалось 3-4 года – до выхода товарной продукции. Собрал товарную продукцию для реализации – есть возможность двигаться дальше, есть на что развиваться.
– Как вы оцениваете рентабельность таких предприятий? Есть у них шансы быть прибыльными?
– Даже суперприбыльными! Откуда возьмется прибыль? Я вернусь к марикультуре, как наиболее показательному примеру. Да, это долгосрочная программа, да, нужно учитывать погодные условия, стихийные бедствия, – очень много факторов. Тем не менее, я занимаюсь марикультурой уже десять лет и уверен в том, что если бы мне дали возможность создать десятки предприятий, то я бы через пять лет отказался от бюджетного, государственного финансирования. Мы могли бы сами себя полностью обеспечить. Мало того, мы могли бы развиваться, строить новые учебные корпуса, спортивные сооружения, лаборатории; могли бы создать здесь школу молодых ученых, чтобы лучшие умы оставались в науке, а не уходили в бизнес. Пусть государство сделает законодательную базу интересной для вузов, тогда все задвигается по-другому.
Анна ЛИМ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Декабрь 2009 г.
Добавить комментарий