Яна ЯШИНА (Генеральный директор ООО “Фишньюс”) – Куда дуют ветры перемен

 
16 июля 2012 15:00   378 просмотров
 

Времена, когда рыбаки топтались где-то на задворках Минсельхоза и всеми силами старались обратить на себя внимание власти, озабоченной совсем другими проблемами, – ушли в прошлое. В отрасли наступила эпоха перемен. Именно перемен, а не перманентной и безрезультативной смены руководства. Что несут с собой эти реформаторские ветры, – мы пытались выяснить вместе с генеральным директором ООО «Фишньюс» Яной ЯШИНОЙ.

- Яна Александровна, насколько, по Вашему мнению, рыбаки оказались готовы к изменениям, которых сами жаждали столько лет?

- Безусловно, рыбаки с готовностью восприняли 10-летние квоты. Думаю, что если бы на этом все реформы и закончились, то такое положение многих бы устроило. Освоил свою долю – и никаких обязательств.

Но поскольку это не было конечной целью Росрыболовства, то последовали и другие шаги со стороны государства. Рыбаки были извещены о том, что федеральный ресурс предназначен не только для процветания отдельного квотодержателя, но и для того, чтобы население страны было накормлено. Заставить силой сдавать рыбу на внутренний рынок невозможно, но пересчитать, задекларировать, начислить суммы платежей – это прямая задача любого государства, рачительно относящегося к своим ресурсам.

- Заставить силой невозможно, но биржами припугнули.

- Я не верю, что эту угрозу можно воспринимать слишком всерьез. Даже если принимать во внимание то, что наше правовое государство находится все еще в состоянии строительных лесов, все равно сейчас немного найдется солидных людей, обремененных правительственной властью, готовых поставить свою подпись под этой «продразверсткой». Хотя все знают, что попытки протолкнуть решение по-прежнему предпринимаются. Но поскольку эти попытки тут же становятся известны общественности, они не проходят.

Понятно желание насытить внутренний рынок при помощи административного рычага, понятен интерес к этой теме биржевиков, но только ситуация, действительно, изменилась. Психология рыбаков хотя и медленно, но меняется, меняется их самооценка. Бизнес, преимущественно крупный, начал стремиться к прозрачности и консолидации. И это основные, наиболее значительные перемены, которые происходят в отрасли.

- Психология рыбаков начала меняться, когда от государства поступил сигнал о долгосрочном закреплении квот.

- Да. Это стало, по сути, толчком, наступил переломный момент в сознании. Уверенность в завтрашнем дне очень сильно меняет человека. Появилась возможность долгосрочного планирования, которое, в свою очередь, потребовало и нового подхода к решению вопросов, и нового мышления. Что немаловажно, эти качественные изменения в рыбацкой среде стали локомотивом качественных изменений в государственной бюрократической системе.

До этого момента бизнес преимущественно решал свои проблемы либо с заднего крыльца, либо из регионов поступали пачки предложений, о которых было известно только их авторам, петиции эти оседали в каких-то кабинетах и там копились без движения. Но так не могло продолжаться вечно. Наконец проблемы рыбаков были растиражированы в СМИ и таким образом достигли критической массы, которая уже и заставила власть всерьез взяться за дело. Когда же стало известно о том, что предстоит долгосрочное закрепление квот, что само по себе стало сигналом к тому, что с рыбаков снимается позорное клеймо браконьеров, что государство доверяет им ресурс и готово к дальнейшему конструктивному диалогу, то бизнес начал расправлять плечи. Ведь тому, с кем государственная власть ведет диалог, негоже забегать с черного хода, его место за столом переговоров, к которому он должен проходить через парадный подъезд.

- А рыбаки оказались готовы к такому диалогу?

- В обществе всегда есть авангард, который идет в ногу со временем и даже предвидит развитие тех или иных событий, готовит упреждающие действия. Я имею в виду известные общественные организации рыбаков, тех же ВАРПЭ или Ассоциацию добытчиков минтая. Авангард не только готов к диалогу, он его активно и результативно ведет. Более того, опираясь на профильные СМИ, он достаточно эффективно влияет на качество принимаемых властью решений и разработку нормативных актов.

- Наличие авангарда предполагает, что существует и другая часть рыбацкого сообщества, в которой тоже заметны признаки консолидации.

- Одно дело, когда консолидация происходит с целью решения каких-то тактических задач. Например, объединившись, заявить о проблеме, подписать обращение премьер-министру и т.п. В данном случае ни о какой плановой работе на долгосрочную перспективу говорить не приходится, это мелкие союзы, активизирующиеся в периоды обострения конфликтных ситуаций, без тесных связей со средствами массовой информации, без внутренних финансовых обязательств. Такая митинговая консолидация хороша на определенном этапе, но она не способна решать стратегические задачи.

Другое дело – консолидация с целью коррекции процесса реализации властью политики в области рыболовства, участия в нормотворческом процессе, с целью влияния на рынки, регулирования межотраслевых связей. Это совсем другой уровень консолидации, и он авангардом уже достигнут. Для авангарда начинается следующий этап – персонификации. Ведь лицо, принимающее решение, должно ясно осознавать, с кем ему приходится согласовывать позиции. Лоббистов различного ранга и толка, способных заморочить голову, у нас более чем достаточно – у каждого свои веские аргументы, свой проект решения и, разумеется, свой интерес. Мало того что у каждого звена свой интерес и своя правда – у переработчиков, железнодорожников, ритейлеров, у контролирующих структур, у тех же биржевиков или производителей консервантов, – но и рыбацкая среда не однородна. В связи с этим у крупного игрока рыбохозяйственного сектора возникает потребность публично позиционировать себя как успешного менеджера и базового налогоплательщика, как инвестора, модернизатора производства, как человека с государственными взглядами и, в том числе, как члена общественной рыбацкой организации и соавтора вносимых ею предложений. Такая персонификация только прибавляет веса организации, соответственно, диалог с властью протекает успешнее.

- Временами этот диалог напоминает торг: мы вам длинные квоты, а вы – рыбу на берег…

- … мы вам рыбу на берег в обмен на оперативное оформление в порту и приемлемую закупочную цену…

Идет процесс формирования условий для успешного ведения отечественного бизнеса. Этот процесс предполагает взаимное участие, так что в этом случае торг вполне уместен. Хотя этому процессу больше подходит определение «джентльмены договариваются». Без какой-либо доли иронии.

- Вы констатируете, что меняется психология рыбаков, меняется психология власти, а что происходит с отраслевыми СМИ? Как они реагируют на эти метаморфозы?

- Не могу сказать обо всех в целом, тем более что на некоторых СМИ, к сожалению, кризис отразился довольно ощутимо. Могу с уверенностью говорить лишь о медиа-холдинге Fishnews. Одной из основных наших задач по-прежнему остается функционирование в качестве коммуникативной площадки для диалога между бизнесом и властью. Она активно обновляется на сайте Российского информационного агентства Fishnews.ru, там появляются новые фигуры, новые идеи, происходит обмен мнениями, именно там происходит формирование общественного мнения по тем или иным возникающим ключевым вопросам и проблемам. К тому же эта площадка дает возможность персонификации бизнеса, о которой я уже упоминала, и бизнес с успехом этой возможностью пользуется. И, кстати сказать, не только бизнес. В принципе, в функционировании такой площадки нет ничего новаторского или экстраординарного, поскольку подобная коммуникативная функция, на мой взгляд, является и будет являться основной для любого делового СМИ.

Но останавливаться действительно нельзя, и мы постоянно «держим нос по ветру». Мы просто обязаны первыми улавливать тренды.

- Новое поколение выбирает Интернет и рыбу?

- Да, был у нас с вами разговор на эту тему, и мы оказались правы: наши соотечественники стремятся к здоровому образу жизни и стремительно осваивают всемирную паутину. Теперь нам надо дальше двигаться вперед.

В России существует целое поколение молодых людей, выросшее на хлынувшем в постперестроечные годы из-за рубежа дешевом съестном суррогате. Их состояние здоровья даже по сравнению с поколениями людей эпохи дефицита выглядит неважно. Культура питания – это вообще очень многогранный и серьезный вопрос. Он не решается даже повышением доходов, потому что «дороже» – это не значит «лучше». Его сложно решить и потому, что у россиян очень сильны традиции нерационального питания, а «больше» – это тоже не значит «лучше». И лучшая рыба, вопреки известной поговорке, – это отнюдь не колбаса. Лучшая рыба – это любая свежая рыба, выросшая в естественных условиях. Парадокс: соотношение богатых биоресурсами водоемов России и населения страны благоприятное, а большинство наших соотечественников относится к рыбе, как к «кризисному» продукту. Наваливаются на рыбу, когда нет мяса. Селедка к картофелю или икра по праздникам – вот и все рыбное разнообразие. В отличие от просвещенной Европы, у нас считается, что минтай – это кошачья еда. Хотя минтай дает огромное пространство для кулинарного творчества и массу вкусовых удовольствий.

В связи с вышесказанным, нам очень импонирует идея поднять в стране уровень среднедушевого потребления рыбы за счет продвижения отечественной продукции на внутренний рынок. Новый проект Fishnews, полностью посвященный этой теме, находится уже в стадии детальной разработки.

- Росрыболовство в этом году предприняло уже ряд шагов для удовлетворения потребительского спроса.

- Задача Росрыболовства – обеспечить условия для бизнеса, расчистить дорогу, по которой бизнес будет рыбу продвигать, и помочь ему в пути. Следить, чтобы на рыбе не наживались все кому ни лень по дороге от рыбака к едоку. То что при поддержке Росрыболовства в регионах открываются «Океаны» – очень хорошо. Потому что вопрос стоимости аренды и внимания со стороны власти для бизнеса является определяющим, а местные администрации порой больше озабочены системой ЖКХ, у них до «Океанов» руки не доходят.

Но дальше все будет упираться в национальную культуру питания, в традиции потребления. Здесь уже Росрыболовству не справиться в одиночку, бизнес сам должен быть популяризатором своей продукции.

Почему даже в «рыбных» регионах норвежская «искусственная» семга продается по 380 рублей за килограмм и имеет успех? Потому что она красивая, гладкая, в результате индивидуальной шоковой заморозки у нее прекрасный товарный вид. А рядом с ней на прилавке лежит наша «дикая» горбуша по 65 рублей, блоком вытряхнутая из мешка, и вид у нее действительно дикий, хотя она гораздо полезнее и ее с удовольствием можно есть каждый день в виде разных блюд. В период «золотой лихорадки» на Юконе ездовых собак кормили лососем. Бросали каждой по замороженной рыбине и собаки тянули в течение всего перегона тяжелые сани с поклажей. Здоровая сильная собака давала людям шанс выжить, и поэтому лосось предназначался ей. Дикий лосось, как и другие морепродукты, выросшие в естественных условиях, – это кладезь энергии и здоровья. Объяснять это своему потребителю должны рыбопромышленники, а Fishnews готов им в этом помочь.

Елена ФИЛАТОВА, главный редактор РИА Fishnews.ru – журнал “Fishnews – Новости рыболовства”

Январь 2010 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/interviews/127
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.