Игорь ЧЕРНЫШЕНКО (Начальник Организационно-инспекторского управления Россельхознадзора ) – Импорт под контролем от завода до прилавка
Российские прилавки изобилуют импортной рыбопродукцией. В конце января на заседании Правительства РФ руководитель Госкомрыболовства Андрей Крайний озвучил конкретные цифры – порядка 33% внутреннего потребления рыбных товаров обеспечивается за счет импорта. Но что именно скрывается под радующей глаз яркой упаковкой? В прессе то и дело проскальзывает информация об очередном запрете на экспорт в Россию рыбы и морепродуктов, произведенных в той или иной стране, а ведь это только то, что попадает в поле зрения ветеринарно-санитарных властей. Так что же везут к нам из-за заграницы? На вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства» о различных аспектах контроля качества импортной рыбопродукции отвечает начальник Организационно-инспекторского управления Россельхознадзора Игорь ЧЕРНЫШЕНКО.
– Игорь Вадимович, прошедший 2007 год, какими положительными или отрицательными тенденциями в отношении рыбопродукции он запомнился?
– Прошедший год был богат событиями – и хорошими, и не очень. Это был обычный трудовой год. Мы выполняли план проверок зарубежных поставщиков рыбы, рыбной и морской продукции в Россию. Кстати, этим мы оберегали не только интересы российских потребителей этой продукции, но и интересы импортеров – если бы ее недоброкачественность выявилась при попытке ввоза в страну, импортеры понесли бы ощутимые убытки. А недостатки в производстве рыбы, рыбной и морской продукции в ходе инспекции были выявлены на отдельных предприятиях практически во всех странах мира.
– Что же в таких случаях остается делать поставщикам?
– Продавать свою продукцию на менее требовательных рынках. Или все же соблюдать необходимые санитарно-гигиенические правила и выпускать продукцию, соответствующую требованиям российского ветеринарно-санитарного законодательства в части безопасности пищевой продукции. Наверное, второй вариант все же предпочтительней. Требования Евросоюза, Японии или США к безопасности импортируемой рыбной и морской продукции не менее строги, так что компании, допускающие техногенное загрязнение своей продукции, рискуют растерять покупателей.
– Но ведь, не разрешая таким компаниям экспорт продукции в Россию, вы не даете им шанса на исправление положения?
– Мы вводим временные ограничения на поставки их продукции в Россию. Обратите внимание – временные. Если они исправят положение и учтут сделанные нами замечания (а мы в каждом отдельном случае указываем на причины принятого решения) и соответствующий государственный орган страны-экспортера обратится к нам с просьбой провести повторную инспекцию, мы ее проведем. И если мы убедимся, что предприятие стало выпускать продукцию, соответствующую нашим нормам безопасности, препятствий для возобновления экспорта не будет.
Контрафакт и контрабанда
– Факты обнаружения контрабандной рыбопродукции сомнительного качества нередки, в чьей компетенции находятся подобные случаи?
– Да, контрабандная продукция действительно чаще всего отличается незавидным качеством – на нее не получить необходимых разрешений. Но все же хочу подчеркнуть, что контрабандная и контрафактная продукция запрещена к ввозу на территорию Российской федерации независимо от ее качества. Контрабанда есть контрабанда, контрафакт есть контрафакт. Сама попытка ввоза такой продукции незаконна. А мероприятия по выявлению и пресечению попытки ввоза таких грузов на территорию России проводятся практически всеми присутствующими на государственной границе контролирующими органами, включая пограничную, таможенную и правоохранительные службы, Россельхознадзор, разумеется, в пределах их компетенции.
– И какова же компетенция сотрудников Россельхознадзора?
– Наши специалисты при осуществлении досмотра подконтрольных Россельхознадзору грузов руководствуются ныне действующим российским ветеринарным законодательством.
– Что конкретно они предпринимают при обнаружении контрабандного груза?
– Контрабандные грузы возвращаются поставщику или уничтожаются за счет владельца. Правда, зачастую при этом возникает проблема, которая заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев установить владельца груза не представляется возможным. В таких случаях затраты по утилизации контрабандной или опасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции вынуждено брать на себя государство.
– Как обстоят дела с кадровым обеспечением службы? Есть ли дефицит специалистов и где их готовят?
- В целом, дефицит кадров у нас, безусловно, ощущается, ведь Россельхознадзор – это бюджетная организация со всеми вытекающими последствиями. Поэтому мы всегда рады приходу в наши ряды опытных специалистов. В соответствии с законодательством Российской Федерации, в Россельхознадзоре могут работать граждане России, имеющие высшее образование по специальностям, относящимся к сфере деятельности Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Стоит особо отметить, что наши специалисты постоянно повышают свою квалификацию – они проходят специальные курсы и стажировки, в том числе в зарубежных центрах и лабораториях.
– Делается ли что-то для уменьшения незаконных поставок рыбы и рыбной продукции?
– Россельхознадзор предложил компетентным органам по обеспечению безопасности рыбы и рыбной продукции стран-поставщиков регулярно и постоянно представлять нам информацию о контрактах, заключенных между российскими импортерами и зарубежными производителями поднадзорной продукции.
– Чего можно этим добиться? И на каких основаниях?
– Порядок такого оповещения оформляется двусторонним протоколом и позволяет практически полностью исключить участие недобропорядочных фирм во внешнеэкономической деятельности.
– И каков же результат?
– В качестве примера приведу Норвегию. До 2005 г. основным поставщиком норвежского лосося на российский рынок был… Белиз. Сейчас рыба из Норвегии поставляется к нам напрямую, без какого-либо участия оффшорных фирм.
Под импортной этикеткой
– Проверяют ли специалисты Россельхознадзора рыбу и морепродукты в торговых сетях? И можно ли ручаться, что вся импортная продукция, выложенная на прилавках, соответствует всем требованиям и безопасна?
– Проверяют. Реализация рыбы, рыбных и морских продуктов в розничной торговле осуществляется под контролем государственных ветеринарных служб субъектов Российской федерации и надзором Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Каждая ввозимая из-за рубежа партия рыбы, рыбных и морских продуктов исследуется в лабораториях в порядке постоянного мониторинга на безопасность и качество. При выявлении недоброкачественной или опасной продукции она изымается из оборота. В зависимости от ее фактического состояния она утилизируется, то есть отправляется на корм животным или уничтожается.
– Принимаются ли в этом случае какие-либо меры к предприятию, выработавшему такую продукцию?
– Да, в таких случаях вводится запрет на дальнейший ввоз продукции с этого предприятия в Россию.
– Много ли таких предприятий?
- Достаточно много. Скажу, например, что в настоящее время права поставлять свою продукцию в Россию по этой причине лишены 46 китайских предприятий. Когда наши специалисты прибыли в Китай, чтобы проинспектировать предприятия, поставляющие рыбу в Россию, они были шокированы увиденным. Они увидели холодильники, забитые продукцией со всего мира с просроченными сроками годности. Эта продукция перерабатывалась, переупаковывалась, произвольно изменялись ее сроки годности, и она в таком «обновленном» виде поставлялась в Россию.
– А по какому принципу вообще проводятся проверки зарубежных рыбоперерабатывающих предприятий? Что вызывает наибольшее беспокойство?
– При выборе объектов для проверки большое значение для нас имеет желание стран-поставщиков и их отдельных предприятий экспортировать продукцию в Россию. Не меньшее значение для нас имеет и мнение российских импортеров такой продукции – из каких стран и с каких заводов они хотели бы завозить продукцию в Россию. А основным критерием оценки способности предприятия производить безопасную и качественную продукцию является неукоснительное соблюдение им норм и требований Международного кодекса здоровья водных животных, а также норм и правил Российской федерации.
– Российских норм? Но ведь продукция производится на территории третьих стран, где действуют национальные законодательства?
– Именно российских. Их продукция направляется в Россию и поэтому должна полностью соответствовать именно нормам и требованиям нашего ветеринарно-санитарного законодательства. И именно поэтому основой для принятия решения по аттестации любого предприятия, заинтересованного в экспорте своей продукции в Россию, является ее соответствие качества и безопасности требованиям российских законов.
– Как же проходит сама проверка?
– Прежде всего, проверяется сходство законодательства в области обеспечения безопасности и качества пищевой продукции России и страны-экспортера. Такое сходство означает и близость требований, которые предъявляются к производителям такой продукции. В качестве примера могу привести Таиланд. Наши законодательства по обеспечению безопасности и качества и системам контроля рыбы, рыбной и морской продукции очень близки, и в отношениях с этой страной особых проблем не возникает.
В отношении проверки отдельных предприятий, производящих продукцию для экспорта в Россию, осуществляются ветеринарно-санитарная экспертиза входного сырья, мониторинговые лабораторные исследования готовой продукции, проводится контроль качества санитарной обработки производственных, подсобных и бытовых помещений на предприятии, изучается возможность влияния того, что мы называем человеческим фактором, на безопасность и качество продукции… Таким образом, проверка проводится комплексная, и при принятии решения об аттестации конкретного предприятия принимаются во внимание показатели мониторинговых лабораторных исследований ранее импортировавшейся в Россию продукции предприятия, итоги его инспектирования, вид выявленных нарушений и принятые меры по их устранению.
– На какой стадии производства рыбопродукции начинают действовать специалисты Россельхознадзора и где заканчивают?
– Проверка проводится на всех стадиях производства. Ведь загрязнение продукции может произойти на любой из них. Поэтому специалисты Россельхознадзора осуществляют контроль на всех этапах производства рыбы, рыбной и морской продукции – начиная с лагун, в которых выращивается рыба, и заканчивая транспортом, на котором готовая продукция доставляется на территорию Российской федерации.
Чтобы обеспечить безопасность и качество поставляемой в Россию поднадзорной продукции, специалисты Россельхознадзора выезжают в страну, ее экспортирующую, где проводят оценку существующей в данной стране национальной системы обеспечения безопасности и качества рыбы, рыбной и морской продукции, в том числе направляемой по экспорту в Россию. При этом обязательно принимается во внимание сложившаяся в стране эпизоотическая обстановка, периодичность взятия образцов для анализа, используемые методы лабораторных исследований, состав используемых при выращивании рыбы в аквакультуре кормов, уровень подготовки специалистов и многое другое.
Обязательно проверяется соответствие реальной мощности предприятия заявленным объемам экспорта. Например, одно из вьетнамских предприятий заявляет о своей готовности вырабатывать 100 тонн рыбной продукции для российского рынка, а реально при соблюдении необходимой при этом технологии может производить лишь 20. Разницу оно может восполнить нарушением технологии, скажем режима замораживания, или за счет других, непроверенных Россельхознадзором предприятий.
– Каков механизм взятия проб в опытных образцах рыбы и другой пищевой продукции. Каким образом проходят первичные и повторные проверки на предприятиях?
– Существуют нормы отбора проб в соответствии с видом продукции и используемыми методиками. Пробы отбирают специалисты референтных центров Россельхознадзора, анализы проводятся в специализированных лабораториях. Как проводятся проверки, я уже рассказал. Повторные проверки проводятся аналогичным образом.
Жесткие требования – залог здоровья нации
– С начала января 2008 г. ограничения наложены на экспорт рыбопродукции целого ряда зарубежных предприятий. Означает ли это, что в нашей стране санитарные требования жестче, нежели у соседей?
– Нет, я уже упоминал о том, что в ряде стран приняты нормы продовольственной безопасности не менее жесткие, чем у нас. Помимо собственно гуманитарного аспекта, в этом есть и рационально-экономическое зерно – лечение заболеваний при частых отравлениях населения может нанести ощутимый ущерб экономике любой страны. К сожалению, в некоторых развивающихся странах требования к качеству пищевой продукции ниже, чем в развитых. Только стоит ли на них ориентироваться? Помимо прочего, ветеринарно-санитарные требования Российской Федерации ни в коей мере не противоречат международным стандартам, принятым во всем мире. В Европу, США или Японию легко ввезти лишь сырье, а попробуйте поставить туда готовую продукцию – и вы поймете, что российские требования далеко не самые жесткие. Кстати, они полностью согласуются с положениями Международного эпизоотического бюро.
– Российские нормы установлены Россельхознадзором?
– Нет, Россельхознадзор не обладает правом законодательной инициативы. Мы лишь следим за исполнением действующего законодательства – разумеется, в пределах своей компетенции.
– Какие санкции применяются к предприятиям-импортерам, не соблюдающим нормы российского законодательства? С какими странами в этом отношении легко работать, а с какими возникают проблемы? Если ввозимая в страну продукция не соответствует санитарным требованиям, как улаживаются подобные конфликты?
- Таким предприятиям оказывается особое внимание. Я бы не хотел говорить о «хороших» и «плохих» странах. В начале нашей беседы я уже упоминал о том, что предприятия, выпускающие продукцию, не соответствующую нормам российского ветеринарно-санитарного законодательства, выявлялись практически во всех странах, где проходили наши проверки. Два примера – мы ввели временные ограничения на поставки рыбы, рыбной и морской продукции 6 американским и 46 китайским предприятиям. Этот список легко продолжить.
– А бывают ли претензии со стороны зарубежных аналогичных ведомств к качеству рыбы и другой продукции, поставляемой российскими производителями? Проверяются ли наши заводы иностранными специалистами?
– В таких случаях действует та же система. Российская продукция, поставляемая за рубеж, должна полностью отвечать требованиям страны-импортера. Покупатель всегда прав. У нас есть специально созданный референтный центр, который обеспечивает такое соответствие. С проверками к нам приезжают и представителями Евросоюза, а скоро на Дальнем Востоке России мы ожидаем китайских коллег, которые прибудут с проверкой российских рыбоперерабатывающих предприятий, поставляющих свою продукцию на китайский рынок.
– Как поступает Россельхознадзор, когда в обороте появляются новые виды продукции? В частности, немало сомнений вызывает качество забившего прилавки пангасиуса, преимущественно вьетнамского происхождения.
– Не «преимущественно», а исключительно. Пангасиуса выращивают только во Вьетнаме, хотя на российский рынок его пытались поставлять из третьих стран. А по сути вопроса могу сказать, что новые виды продукции проходят стандартную процедуру проверки, такую же, как и старые. В отношении пангасиуса – у нас действительно были серьезные претензии по условиям его как выращивания, так и переработки. В настоящее время вся рыбная продукция из Вьетнама поступает исключительно с предприятий, аттестованных Россельхознадзором, и абсолютно вся проходит лабораторный контроль.
– Последнее время в американских СМИ развернута целая кампания против продукции китайских акваферм, а есть ли у нас какие-либо претензии к качеству рыбы, производимой нашими ближайшими соседями?
– Претензии, как я уже говорил, к китайским рыбопереработчикам есть и у нас. Проведенная Россельхознадзором проверка рыбоперерабатывающих предприятий Китая показала как низкий уровень качества выпускаемой ими продукции, так и неадекватный уровень контроля их деятельности со стороны уполномоченных китайских государственных органов. Именно в связи с этим вся поступающая в Россию рыба и рыбная продукция так же, как и вьетнамская, подвергается лабораторному контролю. Вся некачественная, опасная или не соответствующая в других отношениях рыба и рыбная продукция не допускается на территорию Российской Федерации. В случае выявления такой продукции Россельхознадзор направляет официальное письмо Администрации сертификации и аккредитования КНР с уведомлением о введении временных ограничений на поставки в Россию продукции с предприятия, допустившего нарушение российских ветеринарно-санитарных норм и требований. Одновременно мы направляем указание территориальным управлениям Россельхознадзора о запрете ввоза на территорию России продукции с этого предприятия.
– Какие проверочные и другие мероприятия по контролю качества морепродуктов запланированы в Россельхознадзоре на ближайшее будущее?
– В ближайшее время состоятся проверки национальных систем обеспечения безопасности и качества рыбы, рыбной и морской продукции, а также вырабатывающих их предприятий в Великобритании и Японии.
– Есть ли в центральном или территориальных управлениях Россельхознадзора телефоны «горячей линии»? Ведь это вопросы, связанные со здоровьем людей.
– С учетом размеров нашей страны и множества часовых поясов, в которых проживают люди, так или иначе заинтересованные в нашей деятельности, я бы посоветовал пользоваться электронной почтой. Наш адрес – info@svfk.mcx.ru. По этому адресу вы сможете связаться с центральным аппаратом Россельхознадзора. Но поскольку многие вопросы могут быть решены на месте, я бы посоветовал обращаться в территориальные управления Россельхознадзора – их координаты есть в телефонном справочнике любого края, области или республики Российской Федерации. Хотел бы добавить, что мы всегда внимательно относимся к заявлениям граждан, поэтому по проблемным вопросам я бы посоветовал обращаться с письменными заявлениями к руководителям наших территориальных управлений.
Анна ЛИМ, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Добавить комментарий