Вячеслав МОСКАЛЬЦОВ (Генеральный директор ОАО «Дальрыба») – В борьбе с браконьерами действовать надо незамедлительно!
Несмотря на пристальное внимание государства к сохранности ресурсной базы, браконьерство продолжает наносить колоссальный урон экономическим интересам страны, разрушать отрасль изнутри. Статистика ежедневно пополняется все новыми фактами о нарушении правил рыболовства. Отвечая на вопросы журнала «Fishnews – Новости рыболовства», генеральный директор ОАО «Дальрыба» Вячеслав Москальцов считает, что сегодня лишь системное выполнение поручений Президента, активная совместная работа общественных организаций и государственных структур, эффективное взаимодействие на всех уровнях власти помогут переломить ситуацию.
- Вячеслав Юрьевич, насколько опасны последствия бездействия и волокиты по отношению к решению проблемы браконьерства?
- Дело в том, что ситуация ухудшается с каждым днем. Если тщательно проанализировать цифры и факты, связанные с браконьерским промыслом, станет ясно, что действовать надо незамедлительно. Понято, что браконьеры избегают какого-либо освещения их деятельности и тем более не отчитываются перед государством в виде ССД, форм РОССТАТА и т.п. Поэтому попытка оценки вывоза незаконных, нерегулируемых и неучтенных уловов (ННН) может быть сделана на основе данных ввоза отдельных видов продукции в другие страны. Это Япония – самый дорогой рынок на Дальнем Востоке, КНР – с множеством рабочих рук, Республика Корея, принимающая любые водные биоресурсы без документов, а также США. Происходящие процессы на рынках этих стран вместе с рынком Канады двигают браконьерский процесс в ИЭЗ России на Дальнем Востоке. Приведу конкретные примеры по отдельным видам промысла.
Краб – ОДУ 2007 г. всех видов – 61938 т (в 2006 г. – 56938 т), вылов 2007 г. – 33297 т (28414 т). В то же время в пересчете на вес сырья из России вывезено 140000 т различных видов крабов, т.е. перелов по ОДУ – в 2,2 раза, по заявленному улову – в 4 раза.
По камчатскому и синему крабу эти показатели еще на порядок выше, хотя общий объем вывоза по сравнению с 2006 годом сократился на 10000 с лишним тонн.
То есть по этой оценке можно сказать, что более 100 тыс. тонн – это ННН улов крабов. Экономисты считают, что среднее промусилие на 1 краболов в год примерно 600 тонн, т.е. это примерно 170 судов. С добавлением транспортов, обслуживающих только вывоз продукции, общее количество можно оценить в 150-200 судов. И эта армада, очевидно построенная по технологии «Стелс» и невидимая для береговой охраны (БО), ведет операции в течение года.
Морской еж. ОДУ 2007 всех видов – 7923 т, вылов 4.056 т. В то же время ввоз в Японию морских ежей из РФ в 2007 году составил 14000 т (в 2006 г – 16000 т). Т.е. работа для контролирующих ведомств имеется. Стоит обратить внимание, что если краб вылавливается в основном в ИЭЗ, то морской еж исключительно в территориальном море, т.е. на таможенной территории РФ под бдительным оком всех 12 контролирующих ведомств. Есть предположения, что свыше рекордного улова лососей в 2007 году – в 300 тысяч тонн, было выловлено и ушло от учета еще 100-150 тысяч тонн.
Есть примеры браконьерства и по другим видам, однако из-за специфики явления браконьерства общую его картину составить непросто.
Более-менее понято по крабу. Япония ввезла в пересчете на сырье – 77000 т ННН крабов, США – 18400 т, КНР – 21000 т, Корея – 21000. Всего – 137400 тонн. Однако это данные по США и КНР лишь за 11 месяцев 2007 года. Поэтому без сомнения можно сказать, что объем вывоза составляет более 140000 т (в 2006 г. – 150000 т). Значительно сократился ввоз живого камчатского краба в Японию (на 10000 т) и нескольким другим видам.
Сократился ввоз в США, но при этом Корея и КНР увеличили ввоз российского краба. Например, КНР – на 25%. Другими словами, обозначилось некоторое снижение, примерно на 7%, вывоза ННН краба из России, однако общий объем вывоза остается чрезвычайно высоким. Результаты, объявляемые БО после проведения кампаний «Краб-2007», «Путина-2007», являются весьма скромными. На фоне ННН вывоза краба в объеме примерно 140000 т (надо полагать, что таможенные ведомства указанных 4-х стран не стремятся к регистрации реальных объемов, и поэтому цифры могут быть значительно выше) результаты контроля выглядят довольно скромно, а в сравнении с предыдущими годами – незначительно. Но надо отметить несомненный успех БО в борьбе с вывозом живого камчатского краба. Это признают даже японцы.
Методы браконьерской деятельности постоянно совершенствуются. Кроме широкого применения Интернета и Инмарсата, возникла новая проблема для РФ и БО. Транспортные суда, вывозящие крабовую продукцию из ИЭЗ, в основном «подфлажники» (90%). Они ходят под флагами третьих стран: Панама, Камбоджа, Грузия, которые имеют статус торговых транспортных судов, что создает правовые сложности для обоснования проверки со стороны БО. В то же время японцы, используя этот фактор, отказываются представлять информацию о ввозе краба этими судами, ссылаясь на то, что это флот третьих стран. Этим они еще раз подтверждают только видимость сотрудничества в деле борьбы с незаконным ввозом ВБР.
- Дают ли положительный результат меры, совместно предпринимаемые государственными органами и общественными организациями? Как это влияет на общую ситуацию?
- Безусловно, совместная работа дает долгосрочный положительный эффект. Особенно это характерно для 2006-2007 гг. Общественные организации на местах в виде ассоциаций по видам промысла или территориальному принципу, входя в состав Всероссийской Ассоциации рыбаков, и совместно с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации, министерствами и ведомствами, имеющими отношение к рыбной отрасли, решили целый ряд проблем. Я уверен, что уже в этом году и, конечно, в последующем такая активная работа благоприятно скажется не только на экономике рыбацких предприятий, но и на ситуации в отрасли в целом.
Вот лишь небольшой перечень совместно решенных проблем: создание Государственного комитета по рыболовству; принятие поправок к Федеральному Закону «О рыболовстве…», которые предусматривают исторический принцип наделения квотами, направлены на борьбу с нелегальным промыслом и т.д. Не менее важны и существенные поправки, которые были внесены в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие снижение ставок за пользование ВБР, а также упорядочивающие сам процесс администрирования. Однако самое важное, на мой взгляд, событие для рыбаков, которое стало результатом нашей активной работы во всех направлениях, – это перечень поручений Президента, который был составлен по итогам совещания в Астрахани 31 августа прошлого года. Как быстро и качественно они будут выполнены, без сомнения, будет зависеть от взаимодействия и слаженной работы общественных организаций и госструктур.
- А как Вы видите механизм реализации поручений Президента?
- Считаю, что в данном вопросе главное – это политическая воля в борьбе с браконьерством, намерение прекратить вывоз нелегально выловленных биоресурсов, стремление накормить морепродуктами собственный народ и улучшить его здоровье, стремление грамотно использовать данные нам богатства.
Я вижу несколько шагов, которые бы позволили системно решить вопрос реализации поручений Президента. Во-первых, необходимо сократить количество ведомств-контролеров с 12 до 2-3. Оставить надо тех, кто реально обладает интеллектуальными и материальными возможностями, в том числе военной силой, для борьбы с браконьерством. Во-вторых, с целью объединения усилий нужно создать или возродить «Объединенный штаб» по примеру существовавшего в 70-80-х годах в составе ВРПО «Дальрыба», Рыбводов, ФПС и ВМФ. При штабе целесообразно создать аналитический центр. Слабым местом существующей структуры управления является разобщенность. Силы «распылены» по ведомствам, разделены по территориальному признаку, и нет структуры, которая бы оценила общую ситуацию на Дальнем Востоке и выдала соответствующие рекомендации для каждого «контролера». При этом упор в работе по контролю должен быть сделан на анализ всех аспектов рыбного промысла. Лишь такой подход позволит тщательно и эффективно контролировать обширное пространство исключительной экономзоны РФ.
Наряду с этой работой, необходимо активно улучшать и совершенствовать законодательную базу. Поправки к Законам и Правилам рыболовства должны приниматься быстро, а не лежать в столах чиновников по десять лет! Только так возможно оперативно реагировать на существующую реальность. В рамках борьбы с браконьерством высокоценного биоресурса – краба – необходимо изменить ст. 16 Правил о вывозе живого краба, добавив в скобках (в т.ч. свежего и охлажденного), т.к. живой можно быстро превратить в свежий или охлажденный.
Учитывая, что в корне браконьерства лежит экономический интерес, необходимо создать такие условия, чтобы ловить рыбу по правилам было выгодно, а заниматься браконьерством – нет. К сожалению, браконьер никогда не подавал отчетность, не проходил контрольные точки, перегруз делал без инспектора, в Россию рыбу не возил. И сегодня, какие бы новые ограничения ни вводили – будь то обязательная доставка уловов на российский берег, реализация продукции через на биржу и т.д., это не сможет существенно улучшить и тем более переломить ситуацию. Насколько бы новые правила ни становились жестче, браконьер им следовать не будет. Тогда получится, что все ужесточения будут только для законопослушных рыбаков. Следует облегчить жизнь и работу легальным, добросовестным ловцам и освободить компании, которые не замечены в браконьерстве, от ряда формальностей – прохождения контрольных точек, перегрузов с инспектором и т.п. А освободившиеся силы направить на борьбу с браконьерством. Думается, в этом случае работа будет более эффективной.
Но самый ответственный шаг – работа на международном уровне. Правительству давно пора проявить политическую волю и решить с другими странами проблему ввоза нелегальных уловов из России. К сожалению, сейчас подобная работа только изображается. По сути, чиновники утонули в бюрократических дебрях на переговорах со странами-приемщиками ННН продукции, которым явно невыгодно решение этого вопроса, ведь их экономика держится на дешевом браконьерском сырье из России.
- Как Вы считаете, какие еще меры необходимо принять с целью искоренения нелегального промысла? И возможно ли это вообще?
- То, что Президент обратил внимание на проблемы рыбной промышленности, дает большие надежды и вселяет оптимизм. Зашевелился громоздкий чиновничий аппарат. Создан отраслевой Госкомитет, куда пришел энергичный руководитель. Но для коренных изменений нужна инициатива и контроль «снизу», т.е. со стороны ВАРПЭ и местных ассоциаций. Это будет хорошей подпиткой и опорой для работы «наверху».
Можно предположить, что для искоренения браконьерства было бы не лишним образование Интернет-сайта или доверительного чата, форума или телефона доверия для сбора информации о браконьерах, направляемой рыбаками. Форма может быть любой – текстовые сообщения, фотографии и видео. При этом должно соблюдаться непременное условие: сайт должен быть доступен для сообщений, открыт для самой широкой аудитории без ограничений. Даже немного удивляет, что ФСБ этого не сделало до сих пор по образцу других силовых ведомств.
Что касается искоренения браконьерства в принципе, то, я думаю, что это невозможно. Однако к этому нужно стремиться. К сожалению, невозможно искоренить проявление «философии Шуры Балаганова», но можно сделать рынок России привлекательным, повысить зарплаты людям – ведь на воровство идут не от хорошей жизни.
Вывод очевиден – браконьерство является следствием той негативной реальности и системных ошибок, которые имеют место в обществе и экономике. Качественно улучшая жизнь, мы, надеюсь, сможем преодолеть «рыбацкую чуму» – браконьерство.
Ксения ПИСАРЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»
Добавить комментарий