Георгий КИМ (Ректор Дальрыбвтуза) – Дальрыбвтуз – центр образования, науки и инноваций

 
16 июля 2012 15:00   469 просмотров
 

Каким должен быть современный отраслевой университет, университет нового поколения. Университет, в котором развивается не только образование, но и наука. Об этом журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказал ректор Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета Георгий Ким.

- Наш университет отраслевой, мы готовим специалистов узкого профиля для таких видов деятельности, как добыча, переработка, охлаждение, сохранение водных биоресурсов, а также ведем подготовку специалистов для всей пищевой промышленности Дальнего Востока. На сегодняшний день мы владеем отработанной технологией воспроизводства гидробионтов, делаем много открытий в этом направлении. У нас есть огромное количество патентов на изобретение продуктов нового поколения, инновационной переработки по новым технологиям. Например, путем воздействия отрицательных и положительных температур превращаем обычный продукт в деликатес. Одним из итогов нашей деятельности является экспорт товарного гребешка за границу.

Студенты нашего университета обучаются тому, как правильно владеть и пользоваться передовыми технологиями добычи и переработки водных биоресурсов. В результате они получают практические навыки настоящих специалистов, им в последующем не надо проходить стажировки или набираться опыта, как обычно бывает после окончания вузов. Наша цель – поставлять на рынок труда грамотных специалистов не только с теоретическими, но и с производственными навыками, специалистов нового поколения, которые не нуждаются в доучивании или переучивании. Мы стремимся к интеграции науки, образования и производства. Представьте, как может существовать наука без производства или образование без науки.

- Какова система организации научно-исследовательской работы в университете, какие есть проблемы и как вы их решаете?

- Все-таки у нас университет не академический, а отраслевой, поэтому вся наша деятельность сориентирована на рыбную отрасль. Это касается и научно-исследовательской работы. Основное ее направление – это организация научных конференций, участие в конкурсах на лучшие студенческие научно-исследовательские работы и на лучшие выпускные квалификационные работы. Не менее важное направление – научно-исследовательская работа самих преподавателей и научных сотрудников. Ведется она по нескольким уровням. Высший – работа по федеральным целевым научно-исследовательским программам. Следующий уровень – это научные работы по планам развития отрасли. Как правило, они ведутся по заказу правительства. Также мы проводим исследования и по заказам предприятий, выполняем работу по грантам различных фондов и научно-исследовательских центров. Хотелось бы заметить, что раньше, когда существовали другая система экономики, другая система планирования и распределения бюджетных средств, с отраслевыми предприятиями было проще работать. Основная часть научно-исследовательских работ велась за счет финансирования централизованных фондов по заказам правительства, результаты исследований совершенно безвозмездно внедрялись на предприятиях. Учет планирования и отчетности в тот период имел статью «Научно-исследовательские опытно-конструкторские работы» (НИОКР). По этой статье предприятия должны были планировать затраты по внедрению полученных результатов. Сегодня же большинство коммерческих предприятий не планирует затраты на финансирование научных организаций, таких, как Дальрыбвтуз. При этом университет вносит большой вклад в науку в области экологии, рационального использования водных биоресурсов, исследований, связанных с созданием современных технологий рыбопереработки и пищевой промышленности.

Конечно, с предприятиями у нас есть договоры, но, к сожалению, пока это не правило, а исключение. Бизнес в первую очередь заинтересован в том, чтобы технологии были уже апробированы, а изобретения предоставлялись не на бумаге, а в готовом виде. Сегодняшний предприниматель чаще всего стремится к получению быстрого дохода, а не к внедрению новых технологий, которые дадут прибыль лишь через несколько лет.

Мы всячески стараемся выйти из этого положения. В текущем году на базе нашего Российско-японского учебного цента будут апробированы самые интересные и перспективные научные разработки вуза. Также начнет работу Испытательный центр по оценке качества пищевых продуктов и технологии их приготовления.

С недавнего времени совместно с академическими институтами мы начали активно участвовать в различных конкурсах по фундаментальным исследованиям. Буквально на днях Академия наук выступила с предложением о совместном участии в научно-исследовательских работах по направлению «Переработка гидробионтов и создание на их основе лекарственных препаратов». Проект предполагает участие целого комплекса организаций, каждая из которых будет выполнять свою часть работы. Дело в том, что лекарственные препараты должны создаваться на базе медицинских, фармакологических, терапевтических учреждений. На Дальнем Востоке это Медицинский государственный университет. Однако у него нет узких специалистов по гидробионтам и по технологиям переработки этого сырья с определенной целью. Ведь чтобы выделить какой-либо ценный компонент из дальневосточного трепанга, нужно провести целый ряд научно-исследовательских работ. И точно так же – по другим гидробионтам. Поэтому каждый из нас должен проводить исследования по своему направлению. Для этого предлагается создать целое объединение организаций. В него войдут и наши сотрудники, которые знают технику лова гидробионтов, их производство и переработку.

- Получается, университет – это большая научная база?

- Да, конечно. И хотя первая наша задача – это все-таки качественная подготовка кадров, но решение ее невозможно без квалифицированных преподавателей, которые занимаются наукой. В Дальрыбвтузе созданы целые научные школы в области промышленного рыболовства, технологии продуктов питания, пищевой инженерии и экономики рыбной промышленности. Ученые степени и звания имеют более 60% преподавателей, в том числе около 14% из них – доктора и профессора. И тут молодежь не остается в стороне. В научно-исследовательских работах активно участвуют молодые преподаватели, студенты, курсанты и аспиранты. Результаты исследований публикуются в статьях, монографиях, учебных пособиях и апробируются на различных научно-технических конференциях, активно используются предприятиями рыбохозяйственной отрасли.

У нас огромное количество разработок. Только за последние одиннадцать лет мы получили 151 патент на 134 изобретения и 17 полезных моделей. Большой процент из них составляют разработки и изобретения в сфере промышленного рыболовства и технологий переработки.

- А есть разработки, которые уже внедрены в производство?

- Для того чтобы внедрить патент или использовать его в производственной деятельности, нужно выполнить громадную работу. Патент – это документ, в котором схематически описан какой-то способ или состав. Сам по себе на предприятии он работать не может. Нужно его доработать до уровня нового продукта, новой технологии или новой техники оборудования. Для этого нужно провести очень большую работу и создать документ, который называется ГОСТ на продукт, технические условия на продукт, технологическая инструкция или конструкция оборудования в виде паспорта. Тогда предприятие может взять эту технологию, отладить ее у себя и выпускать продукцию. К сожалению, только считанные патенты доходят до этого уровня. Но такова у нас система организации научно-исследовательской и изобретательской деятельности.

- А внедряете ли вы разработанные Дальрыбвтузом технологии в свои производства?

- При университете развиваются Научно-экспериментальный центр марикультуры (поселок Славянка, бухта Северная), Российско-японский учебный центр, созданы научно-технические хозрасчетные подразделения: лаборатория процессов и аппаратов прикладной биотехнологии, лаборатория стандартизации и управления качеством, центр инноваций и трансфера технологий в рыболовстве, центр компьютерных технологий в рыболовстве и образовании.

Российско-японский учебный центр (РЯУЦ) – единственное в России учебное предприятие, представляющее собой учебный минизавод. Он оснащен современным японским рыбоперерабатывающим оборудованием для предприятий малого и среднего бизнеса. Здесь можно производить сушеную и копченую рыбу, вяленую продукцию, консервы, изделия из рыбных фаршей, а также мороженую продукцию. Более того, это единственный в России центр, где можно научиться японским технологиям производства изделий из гидробионтов. Специалисты центра не только разрабатывают новые технологии, доводят их до производственного уровня, утверждают нормативную документацию на продукцию, но и выпускают готовую продукцию в малых количествах для того, чтобы показать предпринимателям ее особенности и преимущества. Есть положительный эффект, дальше стоит задача внедрения этих инновационных технологий в производство на предприятиях Дальнего Востока.

На выставке Второго Международного съезда рыбаков сотрудники Дальрыбвтуза представят вниманию участников и гостей конкретные предложения по производству продукции, разработанной в Российско-японском учебном центре. Мы предлагаем предприятиям активное сотрудничество по внедрению наших разработок.

В нашем университете существует группа по направлению «Прикладная биотехнология», разработана конструкторская документация на различное оборудование для плавпредприятий по переработке сырья для получения кормовой муки и жиросодержащей продукции (это ветеринарный жир, технический жир, это и пищевой жир, получаемый из печени минтая). Разработано много нормативной документации по пресервам, которая защищена авторскими документами – патентами. Также предлагаем на доработку документацию очень широкого спектра – новые виды рыбных консервов, копченой, кулинарной и мороженой продукции.

В области марикультуры хотели бы обратить внимание на нашу технологию по выращиванию гребешка. Она оформлена и утверждена, разработаны нормы по транспортировке живого гребешка. Эта технология апробирована в Научно-экспериментальном центре марикультуры Дальрыбвтуза в поселке Славянка в бухте Северная. Условия в бухтах Приморского края сильно различаются своими глубинами, температурой, течениями, что влияет на скорость роста гидробионтов. С учетом конкретных условий той или иной бухты необходимо вносить коррективы в технологии, и мы можем подсказать, какие именно.

Предлагаем предприятиям, которые хотят создать хозяйства марикультуры, изучить наш опыт не только теоретически, но и практически, провести обучение своего персонала на базе Научно-исследовательского центра марикультуры (НЭЦМК). Это будет полезно и рыбоводам, и мариводам, и переработчикам. Кстати, своих студентов, независимо от того, намереваются ли они после окончания вуза работать в марикультуре, мы обязательно отправляем на практику в научно-экспериментальный центр. В результате они имеют навык по выращиванию гребешка, начиная от сбора молоди и заканчивая обработкой товарной продукции для продажи. То же самое – по трепангу. Центр, с одной стороны, позволяет апробировать наши научные разработки и технологии, а с другой – носит образовательную функцию.

- Каким образом осуществляется научная работа по заказам предприятий?

- Иногда предприятия запрашивают технологию для получения продукта определенных параметров. И если такая разработка существует, мы готовы ее предоставить. Например, сейчас к нам обратился рыболовецкий колхоз «Восток-1». Его интересует разработка нашей кафедры «Технология продуктов питания» по производству стабилизатора окисления и технология выпуска консервов из печени минтая длительного срока хранения. У нас есть готовый способ стабилизации окисления, и по нему разработана нормативная документация.

Сейчас мы прорабатываем пакет конкретных предложений для рыбохозяйственных предприятий. И если в прошлом году на международной выставке во Владивостоке мы представляли набор инновационных предложений, то в этом году вынесем на рассмотрение партнеров еще и примерные варианты бизнес-планов.

- Университет существует уже 77 лет. Какой вклад, на Ваш взгляд, в развитие рыбной отрасли он внес?

- Согласитесь: если не будет учебных заведений рыбной отрасли, исчезнет сама отрасль, не будет у нас рыболовства. Сегодня мы готовим специалистов, и именно им развивать рыбную отрасль, которая является залогом продовольственной безопасности страны. Она обеспечивает каждую семью необходимыми и полезными продуктами белкового происхождения, рыба есть на столе практически в каждом доме. А если не будет специалистов? То отрасли тоже не будет.

- Сейчас планируется объединение университетов в Национальный университет. Будет ли Дальрыбвтуз с кем-нибудь объединяться?

- Объединение морских университетов, создание национальных университетов, тихоокеанских университетов – это перспектива далекого будущего. Вероятно, какое-то объединение действительно произойдет. Но в любом случае за свой отраслевой вуз я спокоен. Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет не готовит специалистов, которых готовят все вузы. У многих университетов Приморского края подготовка специалистов настолько повторяется, что нет нужды создавать научно-учебную лабораторную базу по одной специальности в каждом вузе. Зачем создавать, если можно объединить и сделать одну мощную и сильную базу, собрав в единое целое и кадровый ресурс. В результате будет создано учебное заведение нового поколения, способное конкурировать со всеми университетами мира.

Мы – вне конкуренции, у нас много уникальных специальностей, в отличие от других учебных заведений. На сегодня сохранение отраслевого образования – это моя главная цель. Приморский край – край рыбацкий. Сейчас рыбная отрасль набирает обороты, а это залог востребованности специалистов именно нашего университета.

Анастасия МАТВЕЕВА, журнал «Fishnews – Новости рыболовства»

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/interviews/45
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.