Андрей ТЫЧИНИН (Член комитета по аграрным вопросам Государственной Думы ) – Шанс для российской аквакультуры
В начале июля чересчур неспешные темпы продвижения проекта федерального закона об аквакультуре подверглись жесткой критике со стороны Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева. Хотя принять документ во втором чтении в весеннюю сессию Госдума уже не успевала, законотворцы получили ясный посыл поторопиться. Вкупе с включением Росрыболовства в систему Минсельхоза это оставляет надежду, что российская аквакультура все-таки получит базовый закон до конца текущего года. Как отразятся структурные перемены на перспективах развития отрасли, в интервью РИА Fishnews.ru рассуждает депутат Государственной Думы, член комитета по аграрным вопросам Андрей ТЫЧИНИН.
– Андрей Джафарович, какие, на ваш взгляд, преимущества развитию аквакультуры дает подчинение Федерального агентства по рыболовству Министерству сельского хозяйства РФ?
– Прежде всего, по соглашению с ВТО на Минсельхоз возложены все обязанности по осуществлению контроля и распределению финансовых ресурсов в рамках поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации. Согласно программе вступления в ВТО существуют прямые и косвенные меры поддержки. К прямым, например, относится субсидирование экспорта или установление льготных тарифов на перевозки. Косвенные меры – это проведение ветеринарных мероприятий, повышение квалификации персонала и т.п.
В этой связи подчинение Росрыболовства Минсельхозу позволит предприятиям аквакультуры рассчитывать на все виды помощи сельхозпроизводителям, как прямые – через субсидирование содержания маточного стада, так и косвенные – в виде обучения начинающих фермеров новым методам и технологиям в рыбоводстве или, например, развития инфраструктуры сельских поселений в рамках специальной программы. В противном случае Федеральному агентству было бы очень сложно «выбивать» у Минсельхоза средства на поддержку отрасли. В рамках одной структуры все упростится, поэтому, на мой взгляд, структурные изменения полностью обоснованы и отвечают актуальным задачам.
В большинстве зарубежных стран, кстати, рыбная отрасль входит в компетенцию министерства сельского хозяйства. В том же Китае соответствующее ведомство носит название Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства, а выращивают наши соседи, как известно, порядка 48 млн. тонн продукции аквакультуры в год.
– О необходимости скорейшего принятия закона «Об аквакультуре» говорят несколько лет. На сегодняшний момент документ принят Госдумой в первом чтении. Как депутат и член комитета по аграрным вопросам, как вы оцениваете качество законопроекта? Какой доработки он требует?
– В целом законопроект вызывает положительную оценку. В нем, в частности, установлены понятийные нормы, требуемые для развития аквакультуры в нашей стране, и, что самое важное, определены права собственности на объекты аквакультуры, которые раньше нередко становились камнем преткновения в спорах, как между хозяйствующими субъектами, так и с участием государственных органов. Сейчас в законе четко прописано, что правом на вылов товарной продукции обладает именно тот субъект, который внес в водоем посадочный материал.
Из недостатков надо отметить тот факт, что не определен конкретный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий передачу субъекту хозяйственной деятельности права пользования рыбоводным участком. На мой взгляд, если это будет не Минсельхоз, то между ведомствами могут разгореться споры, в силу непонимания всей специфики аквакультуры. Это достаточно серьезный вопрос и решать его необходимо с учетом влияния множества факторов.
– В принципе насколько оправданным было решение вносить законопроект об аквакультуре через комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, а не поручить его комитету по аграрным вопросам?
– Если вдуматься, аквакультура по сути, конечно, является сельскохозяйственной деятельностью, ничем не отличаясь от других видов животноводства, поэтому логики в таком решении мало. Но уверен, здесь не было злого умысла, скорее обыкновенный недогляд, никто не дал себе труда задуматься над этим понятием. А поскольку с 2010 года рыбоводство было отнесено к ведению Федерального агентства по рыболовству, которое занимается вопросами эксплуатации рыбных ресурсов, этот законопроект по инерции попал в комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии.
Естественно, сейчас никто ничего менять не будет, но надеюсь, прохождение закона об аквакультуре все-таки ускорится. Премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании 3 июля уже выразил недоумение по поводу длительных сроков обсуждения законопроекта и поручил профильным ведомствам обеспечить его принятие во втором и третьем чтениях в ходе осенней сессии Госдумы. Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии и наш комитет по аграрным вопросам как соисполнитель активно включатся в эту работу, потому что без этого закона развитие аквакультуры как предпринимательской деятельности невозможно.
Природные условия нашей страны при их грамотном использовании позволяют говорить о неплохих перспективах для рыбоводства и марикультуры, не хватает только закона и политической воли. Очень надеюсь, что с передачей Росрыболовства Минсельхозу с последней станет проще. Уверен, что у нового министра Николая ФЕДОРОВА найдутся компетентные советники, в том числе и в сфере аквакультуры, заинтересованные в укреплении продовольственной безопасности России. Хотя сложно сказать, понимает ли значимость аквакультуры нынешний руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей КРАЙНИЙ. Все помнят его знаменитую фразу о том, что «рыба – это не животное». Аквакультура в нашей стране все время, пока он ей руководил, практически не развивалась. Мало того, в прошлом году даже был спад по отношению к 2010 году.
– Какие возможности откроет перед отечественной аквакультурой принятие закона? Каким потенциалом, по вашему мнению, обладает эта отрасль?
– Судите сами, мировой рынок аквакультуры по самым скромным подсчетам оценивается в 60-70 млрд. долларов. За последние 20 лет уровень добычи биоресурсов за счет рыболовства постепенно снижается, тогда как объемы производства в секторе аквакультуры увеличились в четыре раза. Причем спросом пользуются все категории продукции: дешевая типа водорослей или карповых рыб, средняя – лососевые рыбы, беспозвоночные, дорогая – рыба и икра осетровых пород.
Не стоит забывать, что аквакультура – это средство для обеспечения занятости сельского населения даже в районах с неблагоприятной для сельского хозяйства средой, в том числе и в зонах рискованного земледелия. По примеру Норвегии искусственное выращивание рыбы может стать альтернативой естественному рыбному промыслу в Мурманской, Архангельской и других северных областях, имеющих выход к морю и высокий уровень безработицы. И конечно, с учетом того факта, что большинство россиян живет в центральной части страны, а 80% вылова рыбы приходится на Дальний Восток, развитие аквакультуры поможет решить вопрос с доступностью рыбной продукции для населения.
Каждый год население планеты увеличивается на 80 млн. человек, что значительно опережает темпы роста сельского хозяйства в мире. Из всех стран, только Россия обладает реальным потенциалом по резкому увеличению производства продовольствия. Поэтому практически у любой сельскохозяйственной отрасли, в том числе и аквакультуры, имеются все шансы, чтобы выйти на достойный уровень производства и прибыльности, что, несомненно, является важным фактором для прогнозирования дальнейшего развития нашей страны.
Анна ЛИМ, газета «Fishnews Дайджест»
Июль 2012 г.
Добавить комментарий