Что сдерживает развитие рыбоводства на Севере?
В этом году рыбоводческие хозяйства Коми планируют вырастить более 200 тонн форели. Эта рыба уже появилась на прилавках наших магазинов. В республике будут выращивать и ленского осетра. Но это только первые шаги в этом направлении, уже сегодня стоит глобальная задача возрождения рыбных запасов наших водоемов. Ведь с каждым годом в реках и озерах Коми все меньше становится щуки, язя, сига, леща, хариуса и других видов рыб. Главные причины этого – загрязнение воды и тотальное браконьерство.
ЭТО СТОИТ 200 МИЛЛИОНОВ
Какова перспектива рыбоводства в нашей республике? На этот и другие вопросы отвечает заведующий лабораторией ихтиологии и гидробиологии Института биологии КНЦ УрО РАН Александр ЗАХАРОВ:
– Мне нравится позиция министра сельского хозяйства и продовольствия РК Сергея Чечеткина по воссозданию наших рыбных запасов. Сергей Лукич был главным «застрельщиком» семинара, где ключевым был вопрос: как насытить республиканский рынок своей рыбой? Семинар оказался очень полезен, я тоже выступал, говорил о том, что сдерживает развитие товарного рыбоводства в Коми. Во-первых, отсутствие современного рыбоводного комплекса, где можно выращивать достаточное количество мальков. Во-вторых, в нашей республике ограниченное число водоемов, где можно заниматься товарным рыбоводством. В-третьих, не хватает и специалистов данного профиля.
Для строительства современного рыбоводного комплекса необходима помощь государства. Несколько лет назад для этого было нужно 150 миллионов, сегодня – около 200 миллионов. Но это же немного! Коми – одна из богатейших республик, на ее территории находятся крупные предприятия-водопользователи. Пусть и построят, в складчину, этот комплекс. Тем более что раздел «аквакультура» сегодня входит в нацпроект «Развитие АПК».
В нашей республике по инициативе Минсельхозпрода РК подготовлена программа по развитию рыбного хозяйства на 2008-2012 годы. Правда, до нее уже была программа на 2002-2005 годы, но тогда все задуманное воплотить в жизнь не смогли. Производство еле-еле выживало, денег выделяли недостаточно. Сегодня же совершенно другая картина. Экономика России и Коми – на подъеме.
ДНО УЖЕ ВИДНО!
Пока на прилавках наших магазинов есть самая разнообразная рыба. Но рыбное изобилие скоро может закончиться. Ведь практически по всей России рыбные запасы истощены. Наша страна и другие морские державы ежегодно, в течение десятков лет, вылавливают миллионы тонн трески, наваги, морского окуня. Но даже океанские запасы не бездонные...
Приведу такой пример. Китай сегодня занимает четвертое место в мире по вылову океанической рыбы. И в то же время во внутренних водоемах страны выращивают карпа и другой рыбы в 30 (!) раз больше, чем ловят в морях и океанах. По этому пути идут и страны Западной Европы.
– Почему наши республиканские водоемы не подходят для выращивания товарной рыбы?
– Товарное рыбоводство развивается быстрыми темпами там, где есть природные условия. В Карелии, например, знаменитые карстовые озера. Они глубокие, с чистейшей водой. А в Коми озера пойменные, заиленные. К тому же у нас меньше теплых дней. Возьмем карпа: при температуре воды ниже 14 градусов он перестает питаться, а значит, и расти. В Коми лучше всего выращивать форель. Это доказали опыты 2006 года. За лето 30-граммовый малек в садке вырастал до килограмма. Но форели нужна чистая и прохладная вода. Конечно, она в Сейты и в Озеле жить может, но будет хуже расти. С экономической точки зрения разводить форель там невыгодно.
В Коми – три с половиной тысячи рек, речушек, около двух тысяч озер. Казалось бы, водоемов хватает. Однако большинство крупных рек – Печора, Вычегда, Вымь, Мезень – считаются семужье-нерестовыми. А это значит, согласно федеральному законодательству, что на них нельзя строить плотины. Это же касается и речушек поменьше, которые в них впадают. Без плотин, запруд сложно заниматься рыбоводством. В других областях – Воронежской, Саратовской, Ростовской, Волгоградской, в соседней, Кировской – на небольших речках, шириной 10-15 м, ставят плотины, в запрудах совхозы, фермеры выращивают товарную рыбу. А у нас? Возьмите, к примеру, речку Тылаю. Вода там прохладная и чистая, есть все условия для разведения ценных пород рыбы. Но сделать этого, по закону, нельзя: Тылаю впадает в Сысолу, которая считается семужье-нерестовой. Проблему можно решить только с помощью властей, на законодательном уровне.
– А сколько товарной рыбы выращивают в Карелии?
– В год до 17 тысяч центнеров. В нашей республике в 2005 году вырастили всего 140 центнеров, в 2006-м – около 500, в 2007-м – свыше тысячи центнеров. Планировали больше, но вмешалась погода: июнь был холодный, затем жара, опять стало прохладно. Ничего не поделаешь – Север.
БРАКОНЬЕРСКИЕ ПУТЫ
– Новые рыболовные правила стали вроде бы жестче: полностью запрещен в республике нерегулируемый сетной лов, на некоторых реках даже спиннингом нельзя ловить...
– К сожалению, в России законы не исполняются. Запретили лов сетями, но их продают на каждом шагу. А ячея такая мелкая, что мизинец не проходит. Озера и курьи опутаны разнокалиберными сетями. Во время рейдов инспекторы рыбоохраны десятками их поднимают. На Печоре – вообще сплошные курьезы. Госинспектор останавливает моторную лодку, а в ней – сеть-плывун, чуть ли не ящик семги. Хозяин моторки уверяет, что на берегу нашел. Вот, мол, везу сдавать... И наш гуманный суд встает на его сторону. А например, на берегах притоков реки Пижма в ихтиологическом заказнике построено 28 охотничьих избушек. Хотя туда нет никакой дороги, можно долететь только на вертолете либо добраться на «Буране». А это по карману лишь состоятельным людям.
В 70-е годы прошлого столетия в Волгу за год запускали полтора миллиарда мальков, в том числе 200-300 миллионов осетра, белуги, севрюги, стерляди. И тогда рыбы в Волге было много. Потому что боролись с браконьерством. А сегодня хапуги хозяйничают и на Каспии, и на Волге, в Магадане и на Дальнем Востоке, на севере истребляют семгу и сиговых.
В той же Финляндии предприятия, которые построены на водосборах рек и озер, два процента прибыли отчисляют в департамент рыбоводства и рыболовства. Работники этого департамента отвечают за выращивание мальков, запускают мальков в водоемы. То же самое и в Канаде. А почему предприятия в нашей стране и в Коми, в частности, не выделяют денег на воспроизводство рыбы?
В прошлом году ЛУКОЙЛ запустил в реку Уса и ее притоки около ста тысяч мальков хариуса. К сожалению, этому примеру пока не следуют другие крупные предприятия республики.
Добавить комментарий