Исторический день
19 октября 2021 года на турецкой судоверфи «Терсан» зазвучал гимн Российской Федерации. Это означало, что на супертраулере «Георгий Мещеряков» поднят российский флаг, новый корабль передан в собственность заказчика — крупнейшей рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот».
«Сегодня — знаковое событие для всех нас. Мы очень долго ждали этот день, и сейчас у всех небывалый прилив сил. Пройден сложный путь от разработки проекта до завершения строительства. Траулер готов, и мы с нетерпением и надеждой ждем, когда он уйдет в свой первый рейс, — отметил генеральный директор рыбодобывающей компании «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов. — Он назван в честь нашего великого коллеги — легендарного капитана, первого директора «Океанрыбфлота» (тогда еще Управления океанического рыболовства) Георгия Васильевича Мещерякова.
[img:/_img/inline/dc0dc281-f0c6-4c3c-8ec2-395198216581.jpg]
Георгий Васильевич прошел путь от простого матроса до капитана и всегда, на любой должности, показывал пример настоящего трудового героизма. В 1964 году на БМРТ «Узбекистан» он поставил мировой рекорд по добыче минтая и получил звание Героя Социалистического труда СССР. Капитан Мещеряков ушел из жизни 16 июня 2019 года, когда это судно уже готовили к церемонии закладки киля. И мы, не задумываясь, дали его имя новому траулеру. Я уверен, что с ним новое судно проживет долгую, счастливую жизнь и тоже будет показывать лучшие результаты».
История этого промыслового судна началась в 2015 году, когда было принято решение об обновлении флота. Специалисты компании «Океанрыбфлот» искали вариант принципиально нового траулера, который бы соответствовал всем требованиям современности и подходил для работы в суровых реалиях Севера. Поэтому акцент бывалые моряки постарались сделать на безопасности мореплавания и высоком уровне комфорта экипажа.
«Мы долго искали проектировщика, который учел бы наши пожелания и создал нужный вариант, и в результате доверились норвежской компании Skipsteknisk, — рассказал Евгений Новоселов. – Затем изучили возможности и предложения российских и мировых судоверфей. По итогам анализа было принято решение строить на турецкой судоверфи «Терсан». Проект необычный, из-за чего порой было непросто прийти к соглашению. Но все стороны были заинтересованы в успехе, и потому два года спустя макет воплотился в жизнь».
В Советском Союзе промысловый флот строился серией: по одному проекту создавались десятки, а то и сотни судов. В «Океанрыбфлоте» и по сей день работают суда типа «Пулковский меридиан», но они уже устарели, да и постоянный ремонт негативно сказывается на доходах и престиже компании. Для успешной деятельности обновление флота было необходимо.
Контракт с турецкой судоверфью «Терсан» на строительство нового судна по проекту норвежской компании Skipsteknisk был подписан в июне 2018 года в офисе «Океанрыбфлота» [https://fishnews.ru/news/34199]. Уже тогда в российской компании понимали, какой серьезный, рискованный и ответственный сделан шаг. Но это — шаг в будущее.
[img:/_img/inline/536a0ae1-93bb-4cdc-9904-4311d80e26e6.jpg]
И уже год спустя, в мае 2019, на судоверфи «Терсан» начинают резать металл для нового судна. Генеральный директор компании Евгений Новоселов нажимает кнопку пуска. Первый лист металла, первый заваренный шов. Чертежи начинают «оживать».
В июле 2019 года проходит церемония закладки киля. Это важное событие для всех сторон — заказчика, проектанта и исполнителя, поэтому мероприятие проходит пышно и широко освещается в турецкой прессе. «Судно длиной 108 м и шириной 20 м оснащено высокотехнологичным оборудованием, способным работать даже в зимних условиях и арктических водах. Траулер нового поколения развивает рабочую скорость 16 морских миль. Его вместимость — 150 человек (экипаж и заводские работники, которым будет обеспечен высокий уровень комфорта). Ежедневно с помощью 12 технологических линий, которые специально сконструированы для переработки различных видов рыбы и установлены в заводской зоне, можно перерабатывать 450 тонн рыбы. С точки зрения экологичности здесь будут практически нулевые отходы», — подчеркнул во вступительной речи представитель турецкой верфи.
[img:/_img/inline/5c76f2ca-5c21-462d-9d4b-60f4ed545e2c.jpg]
В июне 2020 года траулер спускают на воду. Из-за пандемии границы закрыты, потому церемония идет в режиме онлайн-трансляции. В офисе «Океанрыбфлота» заметно волнуются, ведь это как первые шаги ребенка: сегодня траулер впервые коснется морской воды. На церемонию прибыли представители турецких министерств, для верфи такой проект в новинку и его результат важен для отрасли страны. Начальник отдела по строительству «Океанрыбфлота» Сергей Кислов со своей супругой Верой торжественно перерезают ленточку. Одновременно траулер сходит со стапелей. В камчатском офисе компании почти не дышат, пока судно идеально ровно и красиво входит в воду.
[img:/_img/inline/dab6e250-6e52-4443-8bdf-00d4b710eb99.jpg]
В мае 2021 года проводятся ходовые испытания. Впервые траулер отправляется в самостоятельное плавание. Турецкий и российский экипажи внимательно прислушиваются к работе двигателей, следят за маневренностью судна. Три дня специалисты будут оценивать скорость и разворот, проверять работу лебедок, якоря и т.д. К концу ходовых устанут и люди, и механизмы, но испытания будут признаны успешными.
[img:/_img/inline/28bfbe09-6498-4d0a-be96-e4612ec65a34.jpg]
Месяц спустя начинаются доковые работы и покраска судна. Теперь траулер приобрел завершенный вид. Он совсем не отличается от собственной модели: такой же чистый, красивый и новый, разве что размеры другие.
15 октября 2021 года. Подписан акт приема-передачи судна. А ведь два года назад «Георгий Мещеряков» был всего лишь макетом и светлой мечтой всего коллектива.
19 октября ровно в 8 часов утра экипаж в парадной форме строится возле флагштока. Звучит команда: «Под гимн Российской Федерации флаг поднять!». На палубе воцаряется тишина: и русский экипаж, и представители «Терсана» с волнением наблюдают, как триколор устремляется в небо. В столовой компании в тот же день торжественно открывают мемориальную доску с именем легендарного капитана, в честь которого назван траулер, — Г. В. Мещерякова.
[img:/_img/inline/14ff852c-2538-4248-9bd4-935eeca4973f.jpg]
Впереди долгий путь. В ноябре российское судно «Георгий Мещеряков» с экипажем на борту отправилось в порт приписки на свою новую родину — Камчатку. Больше месяца траулер будет проходить моря-океаны.
На судно возлагают большие надежды. В него вложено много сил, средств и энергии, оно стало символом возрождения «Океанрыбфлота» и гордостью компании. Семь футов под килем, «Георгий Мещеряков»!
Фотографии предоставлены компанией « Океанрыбфлот».
Валентина БОКОВИКОВА, журнал « Fishnews — Новости рыболовства»
Ноябрь 2021 г.
Добавить комментарий