Год одинокого траулера
В Совете Федерации подвели скромные итоги очередного года реализации программы квот под инвестиции: судостроители сумели передать заказчикам только один траулер, хотя еще полгода назад в прогнозах фигурировало от четырех до 13 судов.
Прогнозы со знаком минус
Результаты судостроительной программы в рыбной отрасли в 2021 году, мягко говоря, разочаровали даже по сравнению с форс-мажорным 2020-м — тогда верфи все-таки сдали три судна с прикрепленными к ним инвестквотами. Еще в январе планы были амбициозными — 14 судов, но потом эта цифра начала стремительно уменьшаться, и уже в мае Минпромторг прогнозировал [https://fishnews.ru/news/41744] шесть судов при оптимистичном сценарии и четыре — при пессимистичном. Реальность оказалась куда скромнее: единственным судном, покинувшим заводской причал, стал траулер Архангельского тралового флота (АТФ) «Норвежское море» [https://fishnews.ru/news/43324].
В сумме фильтр заявочных кампаний 2018–2021 годов прошли 64 договора о строительстве судов под инвестквоты. По официальным данным, заказчикам передано шесть судов, еще 37 находятся на разных стадиях постройки, а остальные пока существуют только на бумаге.
Как сообщает корреспондент Fishnews, задержки на верфях, на которые рыбаки жаловались и год, и два назад, никуда не делись. На совещании в Совете Федерации 16 декабря сенаторы отметили, что практически у всех строящихся судов сроки сдачи, предусмотренные контрактами, переносились. «Средний срок переноса колеблется от одного до двух лет. Абсолютным исключением является срок свыше двух лет», — уточнил гендиректор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов.
Далеко не факт, что судостроителям хватит даже дополнительного времени. По информации Минпромторга, по 18 судам сохраняется риск превышения шестилетнего — предельного — периода, в течение которого необходимо реализовать инвестпроект. У Росрыболовства особую тревогу вызывают шесть контрактов, где любая внештатная ситуация может привести к срыву сроков и расторжению договора о закреплении доли инвестквоты. «Есть задержки, и задержки будут расти. Большинство контрактов, которые сегодня уже продлены, будут продлеваться еще раз», — далек от оптимизма исполнительный директор АТФ Сергей Несветов. По его мнению, суда в итоге будут построены, но совсем не в те сроки, на которые рассчитывает Минпромторг.
По «Норвежскому морю» отставание от первоначального графика строительства составило более полутора лет, по головному судну серии «Баренцево море» [https://fishnews.ru/news/41013]— немногим меньше. Дополнительные затраты архангельской компании уже измеряются сотнями миллионов рублей, а на заводе в Выборге схожими темпами достраиваются еще два траулера.
Неудивительно, что и министерство, и ОСК активно выступают за увеличение сроков строительства до семи-восьми лет, прежде всего для серийных контрактов. А если серия превышает 10 судов или речь идет об «особо сложных судах единичной постройки», то предлагается разрешить Росрыболовству по согласованию с Минпромторгом принимать индивидуальные решения по продлению сроков реализации проекта.
«С пониманием относимся к желанию снять риски потери инвестквот в том случае, когда задержки выходят за установленные сроки не по вине рыбаков, — прокомментировал инициативу президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев. — Но все-таки не хотелось бы, чтобы такое предложение и возможное решение по нему носили характер своего рода индульгенции для верфей. Предлагаю, чтобы эта работа велась по единичным случаям и в исключительных обстоятельствах».
Верфи сулят новострой и просят денег
Если верить прогнозам, 2022 г. заметно улучшит ситуацию с обновлением рыбопромыслового флота. По информации Минпромторга, в высокой степени готовности — не менее 90% — находится шесть судов, под которые уже зарезервировали квоты.
«Мы надеялись, что в этом году успеем сдать головной БМРТ для Русской рыбопромышленной компании (РРПК) [https://fishnews.ru/news/43335], который строится на Адмиралтейских верфях, но его задержали. Думаю, что в первом квартале следующего года мы его сдадим. На головном траулере «Капитан Соколов», строящемся на Северной верфи [https://fishnews.ru/news/41480], ведутся швартовные испытания. Как и на ярусолове-процессоре «Гандвик-1», — рассказал директор департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Борис Кабаков.
В министерстве ожидают, что в течение 2022 года в эксплуатацию будет введено семь рыболовных судов и еще 12 — в 2023 году. С такой раскладкой осторожно соглашаются и заводы.
«Мы находимся на завершающем этапе строительства трех головных судов, включая большой морозильный траулер проекта 170701 для компании «Норебо», — сообщил гендиректор Северной верфи Игорь Орлов. — На двух из них начаты швартовные испытания. Срок завершения работ по ним и сдача заказчику находятся в пределах первого полугодия следующего года».
«Верфь нам обещает в пределах первого квартала 2022 года судно передать. Соответственно второе судно — в пределах второго квартала», — очертил перспективы заместитель гендиректора РРПК по строительству флота Дмитрий Сапов. Руководитель Адмиралтейских верфей Александр Бузаков подтвердил, что головной траулер проекта СТ-192 с технологической готовностью 99,3% уже проходит заводские ходовые испытания в море. Строительство серийных судов, начиная с четвертого, пошло гораздо быстрее, но заводам приобретение новых компетенций обошлось недешево.
«На освоении этой высокотехнологичной продукции мы понесли незапланированные расходы. Что касается Адмиралтейских верфей, совокупный расход на этой серии составил 9 млрд рублей. Дальше этот убыток мы сведем к нулю, но сегодня это проблема, и ее надо решать», — пожаловался гендиректор предприятия.
Покрыть эти затраты, по его мнению, можно только через докапитализацию верфи. За такой вариант высказались представители Минпромторга, Росрыболовства и ОСК, а первый зампред комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин пообещал поддержать просьбу корабелов.
«Убыточность первых траулеров серии отражает общую неготовность верфей к началу строительства насыщенных высокотехнологичным оборудованием рыболовецких судов в установленные программой сроки», — признал Александр Бузаков. Но вопрос: нельзя ли было избежать такой спешки, сильно усложнившей жизнь рыбакам и судостроителям, на совещании так и не прозвучал.
Зато сомнения по поводу необходимости срочно переходить ко второму этапу инвестквот [https://fishnews.ru/news/43273]высказал Сергей Несветов. «Я абсолютно не поддерживаю тезис, что программу инвестиционных квот следует признать успешной, потому что ее влияние на рыбную отрасль оценивать очень рано, — подчеркнул исполнительный директор АТФ. — Бизнес, в большинстве своем, говорит, что не стоит торопиться и тиражировать программу, проблемы, которые еще не проанализированы, не систематизированы, и непонятно, как их решать. Но вместо системного анализа мы получаем законопроект, где написано, что еще 20% — на инвестквоты, а оставшихся крабов надо продать. На мой взгляд, этого законопроекта вообще не должно быть, пока мы не разберемся с результатами первого этапа».
Берегу нужны заводы
На фоне бесконечных проблем и задержек у судостроителей сектор инвестквот, выделенных под рыбоперерабатывающие комплексы, выглядит практически благополучно. «На сегодняшний день введен в строй 21 завод из 24, которые уже переработали свыше 300 тыс. тонн рыбы. Основные объекты — минтай, сельдь, треска, сардина-иваси», — рассказал советник президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Дмитрий Гинзбург.
Общий объем инвестиций по контрактам под инвестквоты замглавы Росрыболовства Хасан Лихов оценил примерно в 230 млрд рублей, из которых более 200 млрд рублей вложено в строительство флота. Однако именно береговая часть в значительной степени позволила ведомству рапортовать о выполнении примерно 22% первого этапа инвестквот. И потенциал прибрежных территорий далеко не исчерпан.
«Наши расчеты показывают, что на сегодняшний день Дальний Восток нуждается в семи-девяти крупных рыбоперерабатывающих заводах с возможностью переработки до 1000 тонн в сутки и создании собственных холодильных мощностей, что позволит суммарно хранить на холодильниках порядка 100 тыс. тонн продукции единовременно», — отметил Дмитрий Гинзбург.
С прицелом на второй этап ВАРПЭ поддерживает выделение инвестквот на строительство береговых заводов [https://fishnews.ru/news/43294] с 1 января 2023 года. Но продолжать судостроительную программу в ассоциации считают целесообразным не ранее 1 января 2026 года — к тому времени верфи, скорее всего, справятся с заказами первой волны, а возможные инвестквоты на вылов краба рекомендуют и вовсе отложить как минимум до 2035 года, чтобы защитить победителей первых крабовых аукционов.
Коррективы крупнейшее отраслевое объединение работодателей предлагает внести и в нормативную базу по первому этапу. «На сегодняшний день получатель квот обязан переработать 70% на своем предприятии в рамках инвестпроекта. Вместе с тем такая возможность не допускается для группы лиц. Соответственно, мы направили предложение расширить возможности загрузки заводов за счет компаний, входящих в одну группу лиц с инвестором», — представитель ВАРПЭ вернулся к теме, обсуждавшейся в СФ два месяца назад на заседании рабочей группы [https://fishnews.ru/news/42962].
Поддержать инвесторов можно и финансово, считают в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота. Алексей Осинцев напомнил о субсидировании Минпромторгом части процентов по кредитам и лизинговых платежей при приобретении судов и поинтересовался, почему бы не применять этот механизм и в случаях, когда заказчик судна и заемщик целевого кредита — это разные юридические лица.
«Фактически, по всем новостроям у нас сложилась ситуация, когда заемщиком выступают холдинговые структуры, а заказчиком по каждому судну является отдельная проектная компания», — привел пример президент АСРФ. С той же целью он предложил убрать из закона о рыболовстве ограничения, препятствующие использованию лизингового механизма для проектов в рамках инвестквот.
Подводя итоги дискуссии, Сергей Митин пообещал, что вопросы, поднятые участниками совещания, будут отражены в протоколе, а Совет Федерации и в следующем году продолжит активно заниматься темой инвестиционных квот. «По-видимому, в январе нам вместе с Росрыболовством и Минсельхозом нужно хотя бы первоначальные итоги первого этапа подвести, поэтому будьте готовы, — обратился сенатор к представителям органов власти. — О том же мы сегодня переговорим со Счетной палатой, чтобы они были готовы нам помочь в этом».
Больше новостей читайте в телеграм-каналеFishnews [http://ttttt.me/fishnewschannel].
Анна ЛИМ, Fishnews
Добавить комментарий