Алексей ОСИНЦЕВ (Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота)Перенос нового этапа инвестквот на потом — заведомо проигрышная позиция
Предложенный Минсельхозом и Росрыболовством проект изменений в закон о рыболовстве, а затем и его вторая версия, пока не получил полной поддержки бизнеса. Как продолжить реформы в рыбной отрасли и при этом сохранить неизменными условия для компаний, которые уже активно включились в строительство новых судов и заводов? И почему в процессе поиска компромиссных решений важно не потерять ориентир на высокоэффективное рыболовство, в интервью Fishnews рассуждает президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ) Алексей Осинцев.
— Сразу после новогодних праздников Минсельхоз представил новую редакцию [https://fishnews.ru/news/43533] законопроекта о втором этапе инвестквот. Насколько внесенные изменения отражают предложения АСРФ?
— Мы выступали и выступаем за наделение новых судов ресурсами до их полной мощности и за приоритет морской переработки. На наш взгляд, в целом положения доработанного законопроекта по защите инвестиций и второму этапу инвестквот совпадают с этими подходами.
Второй этап учитывает опыт по строительству заводов в рамках первого этапа, в том числе выявленные проблемы с сырьем и его качеством. Любой опытный технолог подтвердит, что сырец минтая через три дня после вылова — это потери в готовой продукции для завода. Использование замороженного сырья приводит к снижению выхода готовой продукции и, соответственно, к повышению ее себестоимости. Поэтому важно, что законопроектом береговой завод определен как комплексный объект [https://fishnews.ru/news/43564] вместе с судами-свежьевиками, которые смогут обеспечивать его действительно качественным сырьем. Такой подход также устранит возможность «обновлять» флот под инвестквоты старыми судами.
При этом мы видим, что в законопроект добавлено основание для расторжения договоров в случае, если в течение двух лет завод не перерабатывает определенный объем инвестквоты. Действующим регулированием уже предусмотрено расторжение договоров за неисполнение обязательств по переработке, и вдобавок штрафные санкции. Такая формулировка не позволит внести изменения в акты правительства, которые обсуждались в Росрыболовстве в конце декабря, об учете объемов переработки и освоения в эквиваленте к инвестквоте.
Кроме того, изменено название вида квот на вылов моллюсков и других беспозвоночных и определены полномочия правительства по утверждению перечня таких объектов.
Думаю, если не учитывать правки технического характера, это основные содержательные моменты позиции нашего объединения по законопроекту.
— Звучат предложения отложить запуск второго этапа по флоту [https://fishnews.ru/news/43479] до завершения строительства текущих заказов с учетом загрузки верфей. Почему вы считаете, что с распределением этих объемов не нужно затягивать?
— Действительно, есть голоса, которые предлагают дождаться, пока будут построены все текущие заказы, и только после этого приступать к новым проектам. Но мне кажется, эти призывы носят скорее популистский характер, содержательных аргументов в них не представлено.
Какая польза, если мы отложим второй этап? Непонятно. Любые задержки только усугубят проблемы сырьевой ориентации отрасли. Если пойти по этому пути, фактически мы проиграем трижды. Во-первых, из-за отсутствия перерабатывающих мощностей на флоте и на берегу рыбаки понесут экономические потери в добавленной стоимости — при производстве филе она вдвое выше по сравнению с мороженой рыбой. Во-вторых, мы уже уступаем нашим конкурентам внешние рынки, вынужденно сократив освоение ресурса. И в-третьих, бизнес понесет дополнительные затраты на создание инфраструктуры для хранения сырья. Для понимания, расходы на логистику в оптовой цене мороженого минтая составляют более 20%, тогда как у филе — не более 10%.
При вступлении в силу с 2023 года норм о втором этапе инвестквот войти в постройку можно будет самое раннее через год. Непосредственно строительство займет не менее трех лет — для заводов и среднетоннажных судов. По крупнотоннажным судам срок будет еще больше. В результате первые объекты второго этапа мы увидим не ранее 2028 года. Разве это спешка?
Повторю, что плюсов у позиции «отложить на потом» мы не видим. Наоборот, реализация новых объектов позволит учесть опыт работы над судами, которые сейчас находятся в процессе строительства, нарастить возможности судостроения.
— АСРФ также выступала за скорейшее продолжение аукционов по квотам на вылов крабов [https://fishnews.ru/news/43403], указывая на важность планомерной загрузки верфей. Хотя высказываются предложения дождаться завершения действующих договоров на доли квот. Есть также мнение, что краболовных судов в целом уже хватает и аукционные квоты стоит привязать к другим объектам инвестиций. В этом случае не стоит ли поставить новые торги на паузу?
— Мы действительно предлагаем предусмотреть вступление в силу положения о крабовых аукционах с момента принятия закона. Для этого есть объективные причины. В их числе — планомерное размещение заказов на верфях, поскольку бизнесу важно, чтобы не росли затраты на постройку последующих судов.
Цель строительства новых краболовов — поэтапное замещение старого флота, а не увеличение его количества, чего опасаются наши оппоненты. Сейчас в России около 150 краболовных судов, их средний возраст превышает 30 лет. По итогам первого этапа аукционов [https://fishnews.ru/news/42351] будет построено 41 новое судно для лова краба, этого явно недостаточно. Второй этап позволит не снижать темпы обновления.
Новые суда проектируются с учетом сложных морских и климатических условий северных морей и, самое главное, соответствуют современным требованиям к безопасности мореплавания, условиям труда и быта экипажей. Часть краболовов предполагает транспортировку уловов в живом виде, другие предназначены для разделки краба и выпуска готовой варено-мороженой продукции в море. Это разные задачи и для них нужны разные суда.
Есть еще один важный аспект. При существующем распределении промысловые мощности значительной части краболовного флота не загружены. На 37 судов приходится менее 200 тонн квот в год. Столь малые официальные объемы добычи могут означать переловы и риск незаконного промысла. Понятно, что в таких случаях с точки зрения экономики невозможно заменить суда на новые. Механизм крабовых аукционов решает эту задачу, поскольку наделение ресурсами происходит с учетом промысловой мощности судна.
В результате второго этапа аукционов возраст флота в краболовном сегменте в 2030 году уменьшится до восьми лет. С учетом выбытия старых судов по их состоянию и возрасту избытка промысловых мощностей не будет.
— Законопроект предусматривает выделение дополнительных 20% ОДУ для второго этапа инвестквот. Еще 4% ОДУ зарезервировано на компенсацию потерь участников первого этапа. На ваш взгляд, этих объемов достаточно, чтобы защитить интересы инвесторов?
— Как я уже сказал, члены АСРФ считают целесообразным обеспечение новых судов ресурсами до полной мощности. По действующему регулированию половина этой загрузки предоставляется в рамках инвестиционной квоты, но другая половина — это иные ресурсы пользователя.
Те 4%, которые называются компенсацией, позволяют всего лишь довести обеспечение судов ресурсами в рамках инвестквоты до условий по результатам отбора инвестпроектов. Но остальные квоты инвесторов на втором этапе будут урезаны на общих основаниях — законопроект не предусматривает механизма защиты вне рамок инвестквот, хотя окупаемость инвестпроектов по строительству судов закладывалась с учетом этих объемов. Поэтому проблема ресурсного обеспечения нового флота сохраняется. Мы понимаем, что это предмет дальнейших обсуждений.
С другой стороны, мы часто слышим, что донаделение ресурсами судов первого этапа будет означать введение новых правил игры. Но при этом почему-то забывается, что изъятие из ОДУ еще одного пакета инвестквот — это тоже новые правила игры, которые требуют также внесения изменений в закон о рыболовстве. При отборе инвестпроектов были заявлены определенные условия, в том числе закреплены объемы инвестквот, исправедливо эти условия сохранить. Поэтому, когда речь идет о развитии механизма инвестквот, давайте учитывать все аспекты.
— В этом году в АСРФ вступило сразу 15 компаний, входящих в группу «Норебо» [https://fishnews.ru/news/43527]. Как повлияют изменения в составе на позицию ассоциации по инвестквотам и другим ключевым вопросам, которые обсуждаются в отрасли?
— Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота — это, прежде всего, объединение инвесторов. Мы объединяем крупнейших участников программы инвестквот по объемам вложений и количеству строящихся судов. Тех, кто активно строит новые суда и заводы и ориентирован на устойчивое рыболовство. В основе развития отрасли и принципа закрепления квот должны быть не только количественные показатели их освоения, как это происходит сегодня. Морские ресурсы должны осваиваться и перерабатываться ответственно — эффективно, экологично и безопасно. Для этого нужны современные мощности.
Взгляды членов АСРФ на развитие рыбной отрасли, включая второй этап инвестквот, совпадают. Мы выступаем за приоритет судовой переработки, но мы поддерживаем и предложения законопроекта по равному распределению — для флота и для берега — объемов, которые будут выделены на втором этапе инвестквот. Комплексный подход по береговым объектам, предложенный законопроектом, позволит нарастить при береговой переработке объемы первичной заморозки.
— Помимо инвестквот какие еще направления работы вы считаете приоритетными для АСРФ в этом году?
— Прежде всего, это экономика рыбной отрасли. Учет стимулов инвестиций в новом механизме уплаты ставок сбора за водные биоресурсы, таможенно-тарифное регулирование рыбопереработки. Мы считаем, что пора пересмотреть цели применения режима ЕСХН в рыболовстве. Кроме того, накопилось немало вопросов к регулированию промысла, актуализации правил рыболовства, подготовке и прохождению рекомендаций общих допустимых уловов.
Fishnews
Январь 2022 г.
Добавить комментарий