Виталий ХАНАШ (Представитель компании «Альфа Лаваль» по ДВФО ) – Модернизация судна требует грамотного подхода

 
10 января 2012 09:31   5436 просмотров
 

Несмотря на значительные усилия руководства рыбной отрасли по реализации проектов строительства рыболовных судов, новых траулеров в стране за последнее время появилось не много. Так что владельцы и руководители рыболовных компаний предпочитают вкладывать средства в модернизацию уже существующего флота, поскольку построить современное судно без поддержки государства и финансовых структур в настоящее время весьма проблематично.

Такая тенденция наблюдается в большинстве рыболовецких компаний, которые видят перспективу развития производственных мощностей. При этом каждый решает вопросы, связанные с модернизацией флота, опираясь на собственные представления «о правильной организации работы»: кто-то прибегает к опыту коллег, кто-то обращается в инжиниринговые или проектные компании, а кто-то принимает решения, исходя сугубо из личного опыта и знаний. К сожалению, ни один из этих вариантов не гарантирует избавления от ошибок, промахов и финансовых потерь. Какой выбор был верным, в итоге покажет время.

В истории развития отечественного рыбного хозяйства отдельную главу занимает сотрудничество с компанией «Альфа Лаваль». Поставлять различное оборудование для российских судостроительных, судоходных и рыбопромысловых компаний шведская фирма начала еще в царские времена и с успехом продолжает эту работу по сей день. Без сомнения, к настоящему моменту «Альфа Лаваль» накопила значительный опыт в проектах модернизации рыболовного флота. На вопросы РИА Fishnews.ru о перспективах и путях развития этого направления в Российской Федерации ответил представитель компании «Альфа Лаваль» по Дальневосточному федеральному округу Виталий Ханаш.

- Виталий Владимирович, как бы вы охарактеризовали ситуацию, сложившуюся в связи с необходимостью обновления и модернизации отечественного рыболовного флота?

- Как бывший судовой инженер и технический менеджер рыболовных компаний с уверенностью могу констатировать, что обновление рыболовного флота – очевидная и безотлагательная необходимость. Но не все компании имеют возможность построить дорогостоящие современные траулеры, поэтому они выбрали оптимальный путь поэтапной модернизации своих судов.

В основном флот, который работает на промысле, уже крайне изношен. В большинстве случаев корпуса, судовые механизмы и вспомогательное оборудование, которые по какой-то причине до сих пор не были заменены, находятся в плачевном состоянии. Учитывая, что стоимость судоремонтных работ и запасных частей к агрегатам неизменно растет, независимо от страны проведения ремонта, финансовые затраты на эксплуатацию флота также неуклонно повышаются. Порой менеджменту компаний легче обосновать операционные расходы, чем выделить средства на модернизацию. Отсюда следует, что денег, выделяемых на поддержание судов в надлежащем состоянии, порой не хватает, что опять же ведет к снижению надежности на промысле, частым авариям, простоям и снижению рентабельности рыбацкого бизнеса в целом.

Во избежание негативных факторов и для развития партнерских отношений компания «Альфа Лаваль» в последние годы довольно успешно сотрудничает с российскими рыболовными компаниями по вопросам модернизации существующего флота. Начало было положено в постсоветское время: все началось с модернизации в 90-е годы крупнотоннажных траулеров в регионах Балтийского и Черного морей. В связи с быстрым и устойчивым ростом стоимости маловязкого судового топлива были реализованы проекты по переводу работы энергетических установок судов типа БМРТ и РТМКС на высоковязкие сорта мазута, в частности с помощью топливных модулей FCM и сепарационных установок S-типа компании «Альфа Лаваль». В результате реализации этих проектов рыболовные компании западного региона страны смогли минимизировать финансовые расходы и успешно выстоять в «лихие» годы.

- Насколько универсален этот опыт в плане реализации в других «рыбных» регионах России?

- С открытием представительства во Владивостоке мы стали применять накопленный опыт в проектах модернизаций на территории Дальневосточного региона. В частности, с нашей помощью в 2007 году был переоборудован флагманский БМРТ компании «Акрос». На траулере был установлен топливный модуль, заменены топливные сепараторы, модернизированы масляные сепараторы «Альфа Лаваль», установленные на судне еще в момент постройки, и смонтированы масляные самоочищающиеся фильтры, не имеющие аналогов в мире. По словам специалистов этой компании, они вполне довольны полученным результатом.

Вообще, при всей протяженности и удаленности дальневосточных рубежей нашей страны, рыбаки довольно тесно общаются, перенимают и делятся опытом друг с другом. Поэтому как положительные, так и отрицательные решения моментально становятся достоянием специалистов рыбной отрасли. Благодаря позитивному референсу (перечню уже реализованных проектов с отзывами пользователей), активному продвижению технической информации и сервисной поддержке нам за последние три года удалось модернизировать более тридцати судов: как крупнотоннажных траулеров типа РТМКС и БМРТ, так и среднетоннажных судов различных типов от Магадана до Приморья. Столь успешных результатов удалось достичь благодаря качественному, надежному и современному оборудованию, несмотря на очень активную конкуренцию со стороны азиатских и европейских компаний.

- У российских рыбаков есть какие-то предпочтения в оборудовании? Возможно, сказываются особенности эксплуатации или условия промысла?

- Наверное, среди прочего стоит выделить самоочищающиеся сепараторы и фильтры производства «Альфа Лаваль» – они особенно полюбились нашим рыбакам.

Дело в том, что в настоящее время благодаря общемировой тенденции все больше нефтеперерабатывающих заводов мира (в том числе и в нашей стране) наращивают производство легких фракций топлива из объема нефти, активно модернизируя под это свои производства. Добиться такого результата можно только с помощью технологии каталитического крекинга, при которой используются катализаторы по структуре и прочности сопоставимые алмазу. При попадании этих микрочастиц в топливо, масло и далее в судовые энергетические установки, происходят абразивные и другие сопутствующие разрушительные процессы, которые приводят к аварийным поломкам и последующим дорогостоящим ремонтам основных механизмов.

Поэтому во избежание финансовых потерь судовладельцы вынуждены обращать пристальное внимание на обеспечение качественной очистки технических сред, топлив и масел. А, учитывая, что самоочищающиеся сепараторы и фильтры «Альфа Лаваль» не имеют аналогов в мире, а их надежность проверена временем, выбор рыбаков очевиден.

Наша компания является ведущим производителем сепарационного, фильтрующего и теплообменного оборудования в мире и имеет сильнейшие позиции в разработке новых технологий, что подтверждено большим количеством патентов, внедренных в производство. В частности, самоочищающиеся фильтры F152 и T280 благодаря простой и надежной конструкции обеспечивают защиту судовых энергетических установок во всех нагрузочных и температурных режимах при гарантированно безопасном перепаде давления, что крайне важно во время промысла!

Это подтверждают и сами рыбаки. При посещении модернизируемого БМРТ компании «Океанрыбфлот» судовой инженер так мне и заявил: «Новые фильтры – сказка. Мы забыли, что такое в сложнейших условиях обеспечивать безаварийную работу судового дизеля во время рейса!»

- Учитывая, какая высокая конкуренция существует на вашем рынке, наверняка приходилось сталкиваться с попытками копирования судового оборудования «Альфа Лаваль» вашими конкурентами?

- К сожалению, приходится и довольно часто. Например, не меньшую популярность среди судовых специалистов и технических менеджеров рыболовных компаний заслужили самоочищающиеся сепарационные установки S-типа с системой контроля качества технических сред ALCAP производства «Альфа Лаваль», которую безуспешно пытаются копировать некоторые европейские и азиатские конкуренты. Благодаря качеству очищаемых сред, простоте обслуживания и надежности S-сепараторов нашего производства резко снизились затраты на ремонт судовых дизелей и механизмов машинного отделения судов. Такие установки, в частности, успешно работают на крупнотоннажных траулерах дальневосточных компаний «Океанрыбфлот», «Акрос», «Востокрыбпром», «Рыболовецкий колхоз им. Ленина» и многих других.

С одной стороны, тот факт, что оборудование «Альфа Лаваль» пытаются копировать другие производители, говорит о его качестве и надежности. Но хотелось бы предостеречь рыбаков от кажущейся экономии и дешевизны покупки контрафактного оборудования. В нашем опыте немало обращений от технических руководителей компаний в сервисную службу с просьбой оказать экстренную помощь в связи с аварийными ситуациями на судах в море. Сколько раз я и сам слышал фразу: «Но это же оборудование сделано по типу «Альфа Лаваль»!» На что возникает закономерный ответ: «Это не «Альфа Лаваль».

Но мы все равно стараемся помочь рыбакам, оказавшимся в затруднительном положении. При поддержке сервисной службы пытаемся оперативными действиями и советами выправить ситуацию.

- Только ли крупные рыболовные компании являются вашими заказчиками? Что компания «Альфа Лаваль» может предложить для предприятий, имеющих в распоряжении малый флот?

- Как правило, сравнительно небольшие компании владеют средне- и малотоннажными судами морского и прибрежного промысла. Для такого флота наша компания выпускает современные, но проверенные временем несамоочищающиеся сепараторы, а также различное теплообменное оборудование – от охладителей до опреснителей морской воды.

Буквально в прошлом году разработаны и запущены в производство самоочищающиеся фильтры Т-160 для судовых дизелей малого флота, которые аналогичны по конструкции фильтрам, используемым в крупнотоннажном флоте и зарекомендовавшим себя исключительно с положительной стороны.

С 2008 года компания «Альфа Лаваль» предлагает для российского флота новейшие вакуумные опреснители AQUA, не имеющие аналогов в мире. Технология, применяемая в этих моделях, позволила минимизировать расходы теплоносителя и энергозатраты, уменьшить габариты установки и ее стоимость, увеличить производительность пресной воды при сопоставимых параметрах. Это технологическое ноу-хау позволило устанавливать вакуумные опреснители, в частности, на судах типа СТР-503, что ранее было довольно проблематично.

Также мы предлагаем специалистам рыболовных компаний рассмотреть возможность замены устаревшего и неремонтопригодного теплообменного оборудования. Учитывая, что технологии теплообмена за последнее время значительно продвинулись, имеет смысл просчитать модернизацию данного типа оборудования во время планируемого ремонта. Беседуя с техническими руководителями, мы неоднократно констатировали тот факт, что порой капитальный ремонт кожухотрубного охладителя судового дизеля обходится вдвое дороже, чем приобретение нового пластинчатого теплообменника с сопоставимыми параметрами при явном преимуществе последнего в габаритах, удобстве в эксплуатации, ремонте и надежности.

- Помимо грамотного подхода что еще, на ваш взгляд, может способствовать наращиванию объемов модернизации российского рыболовного флота?

- Немаловажным фактором в принятии решений по модернизации судна и правильном выборе поставщика оборудования является послепродажная поддержка заказчиков. Компания «Альфа Лаваль» основана 128 лет назад Густавом де Лавалем и на протяжении всего исторического пути обеспечивает своих заказчиков качественным оборудованием и достойным вниманием. Чтобы закрепить успех и упрочить свое присутствие в России, «Альфа Лаваль» создала сервисный центр в городе Королеве Московской области, оборудованный по международным стандартам и базирующийся на территории завода по производству теплообменного оборудования.

Для сервисного обслуживания в Дальневосточном регионе совместно с судоремонтной компанией «ДВК ПРБ» мы организовали сервисный центр по ремонту и восстановлению оборудования «Альфа Лаваль», а также обучили дипломированных специалистов, которые обеспечивают качественный сервис для наших моряков от Магадана до портов Китая.

Хотелось бы также отметить, что надежность и долговечность оборудования, помимо всего выше сказанного, обеспечивается своевременным обслуживанием и использованием оригинальных запчастей. К сожалению, нередко технические руководители пренебрегают этими требованиями производителей, и в результате даже надежные установки выходят из строя и требуют ремонта. Не так давно к нам обратилось руководство одной судоходной компании с просьбой прислать сервисных инженеров в Китай для срочного ремонта пластинчатых теплообменников, так как судно не может выйти в рейс из-за протечек охладителей дизелей. Как выяснилось, причиной поломки стало использование контрафактных уплотнений, которые были приобретены через агента у неизвестного производителя. В кратчайшие сроки мы смогли поставить оригинальные запасные части, экипаж своими силами устранил неисправность, и судно благополучно вышло в рейс. Вывод очевиден: даже незначительная экономия средств приводит к серьезным финансовым потерям. И таких случаев довольно много.

Еще одним важным условием модернизации и долговечности эксплуатируемого оборудования является правильный выбор. Из опыта общения с рыбаками мы выяснили, что нередко возникают ситуации, когда специалисты не получают ожидаемых результатов. Дело в том, что практически все производители судового оборудования работают только под заказ и с определенным сроком исполнения работ. Связано это с тем, что различным заказчикам необходимы разные комплектации оборудования и механизмов. К сожалению, нередко решения о модернизации принимаются руководителями компаний не планомерно, а лишь в случае аварийной или форс-мажорной ситуации. Решение находится также быстро и необдуманно – устанавливается оборудование, которое есть в наличии «где-нибудь и у кого-нибудь».

Такой подход к модернизации чреват тем, что может быть смонтирована установка как маломощная с перегруженным режимом работы, так и переразмеренная. Как вы понимаете, результат будет отрицательным в любом случае. Не так давно произошел забавный случай: одна из китайских судоремонтных компаний пыталась установить топливный сепаратор от авианосца на среднетоннажный сейнер, только из-за того что он был в наличии.

Чтобы избежать ошибок, рекомендуем обращаться планово или заранее и только в официальные представительства компании «Альфа Лаваль». И наши высококвалифицированные инженеры постараются персонально подобрать для вас только самое необходимое, качественное и надежное оборудование.

В заключение хотелось бы еще раз остановиться на главном: необходимость модернизации российского рыболовного флота сегодня очевидна для всех, и те компании, которые выстраивают свою работу на перспективу, вынуждены будут либо строить новые суда, либо кардинально модернизировать уже существующие. Наш совет – подойти к этому вопросу максимально обдуманно и грамотно. Специалисты компании «Альфа Лаваль» всегда готовы вам в этом помочь.

РИА Fishnews.ru

Май 2011 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/interviews/198
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.