Рыбопереработка хочет стать заметнее
Когда речь идет о рыбной отрасли, основное внимание обычно привлекает промысел. Это можно отследить даже по материалам в СМИ: крупные сделки, аукционы, битвы вокруг распределения квот на вылов. Несколько теснит такой набор популярных тем аквакультура. Об этих сферах в основном и говорят на государственном уровне. Тема развития рыбопереработки звучит исключительно в части строительства прибрежных заводов, возводимых по программе инвестиционных квот. При этом для континентальных рыбопереработчиков практически нет мер государственной поддержки, несмотря на то, что в общем обороте рыбохозяйственной отрасли 30% занимает именно этот сегмент, выпускающий продукцию, предназначенную для конечного потребителя.
Корни такой ситуации можно искать в 1990-х, рассуждает председатель Рыбного союза Александр Панин. Рыбохозяйственный комплекс оказался в непростом положении, и в дальнейшем основные усилия решено было направить на возрождение и развитие рыболовства, что, в общем-то, вполне логично: именно добыча обеспечивает переработчиков сырьем.
Но все же нельзя забывать, что в процесс доставки рыбы и морепродуктов до потребителя вовлечен целый ряд участников. Помимо замороженных рыбных тушек, покупателей интересуют стейки, консервы, пресервы, морские коктейли, копченая, соленая рыбная продукция... И много чего еще.
Для того чтобы показать, какую роль переработка играет в отрасли, эксперты Рыбного союза приводят анализ потребления по федеральным сетям, обеспечивающим 26% от рыбного сегмента всего розничного рынка России. По объемам в верхних строчках — консервы, рыбные пресервы, крабовые палочки. Перед тем как попасть на полки магазинов, продукция обычно проходит через те или иные операции на берегу, комментирует заместитель председателя Рыбного союза Сергей Гудков. Даже если речь идет о продукте, выпущенном на судах, его нужно разделить на порции, расфасовать в потребительскую упаковку.
На потребительском рынке доля непереработанной продукции составляет всего 17%, а все остальное связано с солением, копчением, упаковкой в специализированную тару и другими сложными производственными процессами, отмечает эксперт.
По данным Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина, в 2020 году на долю переработки среди основных сегментов рыбохозяйственного комплекса пришлось 20% выручки от продажи — это 191,6 млрд рублей. Чистая прибыль составила 11% — 13 млрд рублей. По оптовой торговле показатели — 33% (307,4 млрд рублей) и 6% (7,8 млрд рублей) соответственно.
На долю членов Рыбного союза приходится 36% выручки в сегменте рыбопереработки и 17% — оптовой торговли.
В объединение входят крупнейшие рыбокомбинаты, формирующие основную федеральную матрицу; ключевые импортеры; трейдеры; компании, которые занимаются промыслом и обеспечивают береговую переработку сырьем.
Эти участники заинтересованы в том, чтобы все звенья цепи — от добычи до продажи продукции — воспринимались как единая отрасль и это учитывала государственная промышленная политика.
[img:/_img/inline/4e0be505-e8fe-484a-bac1-c937d6407ac2.jpg]
Результатом того, что рыбопереработка сегмента B2C несколько выпала из поля зрения государства, стало отсутствие институализации этой сферы, отмечал Александр Панин на конференции Fishnews Online [https://fishnews.ru/news/43086]. В результате, если в госпрограмме и стратегии развития рыбного хозяйства перерабатывающая отрасль, ориентированная на конечного потребителя, еще прозвучала, то в документы, определяющие конкретные практические меры поддержки, она уже не попала. Объединение добивается, чтобы предприятиям оказывалось содействие.
Очень важно, чтобы среди федеральных ведомств был государственный орган, активно отстаивающий интересы перерабатывающей отрасли. В этом направлении Рыбный союз работает с Минсельхозом, Росрыболовством, Минпромторгом.
В июне госрегулирование развития рыбопереработки обсудили на совещании [https://fishnews.ru/news/44623], которое первый зампред профильного комитета Совета Федерации Сергей Митин провел на площадке компании ПКП «Меридиан». Сенатор заявил о важности поддержки предприятий, обеспечивающих выпуск продукции для конечного потребителя.
«К сожалению, сегодня ни в одном из существующих документов эта подотрасль не указана как направление государственной поддержки и рассматривается только в качестве дополнения рыбного промысла», — обратил внимание Сергей Митин.
В пандемию участникам рынка пришлось непросто. Теперь отрасль адаптируется уже к условиям санкций. В целом рыбопереработчики столкнулись с теми же вызовами, что и производители других пищевых продуктов, рассказал Fishnews генеральный директор ОАО «ПКП «Меридиан» Алексей Комлев. К ним относится стабильность обеспечения сырьем при перестройке международной логистики, поиск аналогов ингредиентов и упаковки, которые по разным причинам сейчас недоступны на российском рынке. Предприятиям пришлось задуматься и об обслуживании зарубежного оборудования.
«Мы находимся на переднем крае перед потребителем, несем все тяготы внезапно возникающих экономических факторов и демпфируем их, по сути дела, за счет собственной прибыли. Поэтому хотелось бы, чтобы благодаря Рыбному союзу государство нас заметило и стало относиться к нам, производителям рыбной продукции глубокой переработки, как к сельхозпроизводителям», — обрисовал ситуацию Алексей Комлев.
Отрасли не хватает возможностей для развития, для вложений в новые продукты и технологии: здесь нужно подумать над субсидиями, инвестиционными кредитами на доступных условиях, считает генеральный директор компании «РОК-1» Александр Старобинский.
Важный момент — роль импорта в насыщении рынка. Да, трейдеры и переработчики работают с российским сырьем, но поставки из-за рубежа позволяют обеспечивать разнообразие ассортимента. Многие полюбившиеся россиянам виды рыбы и морепродуктов поступают именно из-за границы.
Согласно данным Росстата, в 2020 году доля импорта на российским рынке (по весу сырца) составила 41%. Причем ввозятся достаточно дорогие виды продукции: например, чилийский лосось, тунец, тигровая креветка. В стоимостных показателях розничной реализации готовая продукция, сделанная из импортного сырья, занимает уже 60-70% российского рынка, комментирует Сергей Гудков.
Примером того, что покупатель не скупится на интересные ему зарубежные позиции, может служить тигровая креветка. В 2021 году ее поставки в Россию увеличились на 48%, несмотря на рост в цене на 6%.
[img:/_img/inline/47bae381-dcc2-4123-a552-212f57ad702d.jpg]
Обеспечить разнообразие ассортимента рыбы и морепродуктов по стране помогают дистрибьюторские компании. Так, у Русской рыбной компании 18 филиалов в разных регионах, в том числе в основных местах добычи. «У нас большая география охвата», — отмечает исполнительный директор РРК Марина Мигулина. Для бесперебойных поставок налажены прямые контакты с компаниями-переработчиками, федеральными и локальными торговыми сетями. РРК работает и с российской, и с импортной рыбой и морепродуктами.
В дистрибьюторском звене действуют профессиональные команды, которые способны гибко реагировать на изменения в стране и мире, считает Марина Мигулина. «Мы ищем новые пути доставки, новые варианты для выполнения финансовых обязательств при работе с нашими иностранными партнерами», — рассказала исполнительный директор Русской рыбной компании.
Очень важно, что в рамках Рыбного союза общаются представители разных звеньев товаропроводящей цепочки, это дает возможность эффективнее решать общие вопросы, уверена Марина Мигулина. «Это правильный вектор», — подчеркнула она.
С таким подходом солидарны и другие участники объединения. «Наша задача как таможенного представителя — чтобы на столы к потребителям попадала качественная рыбопродукция по обоснованным ценам. На это же направлены усилия наших партнеров. И для нас очень важно знать, с какими вопросами сталкиваются импортеры, перерабатывающие предприятия, и по мере сил участвовать в решении этих проблем», — отметил генеральный директор компании «ТП «Паритет» Георгий Богданов.
Важнее всего — потребитель
Участники рынка рассчитывают, что этап перестройки сырьевого обеспечения и логистики постепенно будет пройден. Однако заставить производителей изменить ассортиментный портфель может потребительский спрос, обратил внимание Алексей Комлев. И на ситуацию [https://fishnews.ru/interviews/831] здесь влияют не только новые кризисные факторы, но и проблемы с потреблением рыбной продукции, которые бизнес-сообщество поднимало и раньше.
Рыбному ассортименту в борьбе за внимание покупателя приходится конкурировать с мясом, птицей и другой белковой продукцией. Стереотипы о рыбе в целом и некоторых ее видах в частности тоже не способствуют повышению спроса на этот продукт.
Есть и неявные противоречия, которые, по мнению экспертов, мешают развитию продаж и новым возможностям рыбопереработки. Торговые сети, например, подталкивают к снижению себестоимости продукции: расчет делается на то, что более скромная цена позволит привлечь покупателя. Однако на определенном этапе такая экономия начинает бить по качеству. А это, в свою очередь, приводит к снижению спроса — получается замкнутый круг. Супердешевой продукцию отрасли все равно не сделаешь и до экономсегмента цену не понизишь, а за свои деньги люди не хотят получить вместо вкусного обеда или ужина «разочарование на столе». Все эти моменты нужно совместно переосмыслить производителям и ритейлу, считает Сергей Гудков.
[img:/_img/inline/1c0cb7ae-19ad-4953-8af6-4727210294b7.jpg]
Качество рыбопродукции остается одним из ключевых факторов, влияющих на потребление рыбы. Об этом говорят и результаты исследования [https://fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/12564], которое провели в 2021 году центр социального проектирования «Платформа» вместе с Рыбным союзом и Х5 Group. Собранные данные показали интересные особенности потребительского восприятия. Например, что в представлении людей, чем дороже рыба и реже встречается, тем она полезнее. Аналитики отмечают и важность для молодого поколения простоты приготовления продукта.
К сожалению, когда поставщики и торговля ищут приемлемые для каждой стороны решения, на задний план подчас отходит вопрос: что в итоге хочет получить потребитель. Между тем молодежи нужна качественная продукция, которая ей будет нравиться, отмечает Александр Старобинский. В тренде здоровое питание, а быстрый ритм жизни делает популярными продукты, легкие в приготовлении. В прошлом году РОК-1 и добытчики — Русская рыбопромышленная компания (РРПК) — заключили долгосрочное соглашение о партнерстве [https://fishnews.ru/news/42647]. Через некоторое время в рамках сотрудничества планируется представить рынку несколько новых продуктов, сообщил Александр Старобинский.
При этом задача рассказывать отечественному потребителю о пользе рыбы остается актуальной. Здесь важна роль каждого звена: промысла, переработки, розничной торговли. И конечно, государства.
Рыбный союз подготовил концепцию популяризации потребления рыбы, состоящую из нескольких укрупненных блоков. Первый из них — это как раз взаимодействие с органами власти, рассказал Сергей Гудков. «Нам нужна долголетняя программа популяризации потребления рыбы», — уверен он.
Да, сейчас в СМИ также попадаются публикации и сюжеты о роли рыбы в рационе. Но такая информация идет хаотично, единообразной картины не создается, а порой от экспертного сообщества вообще поступают противоречивые данные. Здесь нужна все-таки планомерная работа и, что очень важно, в сотрудничестве со специалистами-диетологами, подчеркнул заместитель председателя Рыбного союза.
Концепция продвижения также предусматривает взаимодействие рыбаков, переработчиков и ритейлеров по обеспечению стабильных поставок продукции.
Важнейший блок — сотрудничество с научными организациями: профильным рыбохозяйственным институтом ВНИРО и его филиалами, Федеральным исследовательским центром питания, биотехнологии и безопасности пищи (ФИЦ питания и биотехнологии).
В состав Рыбного союза входят Азово-Черноморский филиал ВНИРО (АзНИИРХ) и Калининградский государственный технический университет (КГТУ).
«Невозможно, замыкаясь внутри вуза, не сотрудничая с рыбопромышленниками, с рыбопереработчиками на производстве, эффективно заниматься научными исследованиями, разработками и подготовить кадры. Поэтому мы тесно взаимодействуем с производством», — подчеркнул ректор КГТУ Владимир Волкогон.
Отраслевые объединения помогают добиваться решения важных вопросов — в законодательном регулировании, в распространении эффективных технологий, отмечает руководитель университета. Общее мнение профессионалов государственные органы воспринимают как более весомое.
Развитие контактов между производителями, научными и образовательными организациями — правильный курс, которого необходимо придерживаться и при обучении специалистов, и при разработке стандартов и технологий в рыбопереработке.
Важно предложить потребителю продукцию, которая будет отвечать его запросам. В отрасли должны развиваться коммуникации B2C, уверены в Рыбном союзе. Эффективный формат для этих целей — рыбные фестивали, рассказал о предложениях объединения Сергей Гудков.
Тематические праздники уже проводятся в регионах. Принципы организации разные: от продажи в стилизованных павильонах, привлекающей людей скидками, до недель, когда городские рестораны предлагают посетителям блюда из определенных видов рыбы (например, Неделя наваги или Фестиваль мидий). Но ощутимый результат такие мероприятия могут принести только при длительном системном проведении, считает Сергей Гудков. Так, можно было бы включить в программу с годовым горизонтом планирования один федеральный фестиваль и 11 региональных, проводимых при поддержке губернаторов. Участие политиков, известных представителей медицинского сообщества позволит привлечь к теме пользы рыбы и морепродуктов дополнительное внимание журналистов, а значит, шире рассказывать аудитории о полюсах «рыбного меню».
[img:/_img/inline/a962bd84-e6d4-44fe-b863-678f015cbb91.jpg]
Внимание государства в последние годы направлено на развитие внутреннего туризма. Проведение гастрономических фестивалей отлично укладывается в эту концепцию.
Очень важный момент: в случае с такими массированными кампаниями, как и для программы популяризации рыбы в целом, в работу должны включаться все стороны — и добытчики, и переработчики, и ритейлеры, и органы власти. Если из процесса выпадет хотя бы одно звено, желаемого результата не достичь, обратил внимание заместитель председателя союза.
Ключ к пониманию происходящего на рынках — качественная аналитика. В планах экспертов Рыбного союза — изучать ситуацию с торговыми наценками. «Также мы хотели бы провести анализ темпов прироста производства разных видов переработанной продукции», — рассказал Сергей Гудков. Такие данные помогут определить успешные форматы работы с тем или иным товаром: очень важно рассказывать об эффективных практиках участникам рынка. Члены союза особо отмечают важность обмена информацией.
В союзе подчеркнули, что открыты для диалога и сотрудничества со всеми, кто готов участвовать в развитии потребительского рынка. Для того чтобы рыбная продукция попала в гипермаркеты, небольшие магазинчики и на другие торговые площадки, прикладывает усилия множество людей. И добиваться, чтобы в нашей стране ели как можно больше рыбы и морепродуктов (причем ели с удовольствием), — достойная задача для совместной работы.
Маргарита КРЮЧКОВА, журнал «Fishnews — Новости рыболовства»
Июль 2022 г.
Добавить комментарий