Верфи оказались загнанными в долги

 
19 августа 2022 08:00   277 просмотров
 

Верфи не раз сталкивались с проблемой удорожания работ в процессе строительства судов, отметил зампред правительства — глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании у президента. Планируется провести аудит накопленной задолженности, начнут с предприятий ОСК.
Сроки сдвигаются

Глава государства Владимир Путин в режиме видеоконференции провел совещание по вопросам развития судостроительной промышленности. Во вступительном слове он отметил, что в последнее время у российских судостроительных компаний возникли «известные трудности» с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданского флота. Об этом сообщает корреспондент Fishnews со ссылкой на стенограмму с сайта Кремля

Президент напомнил, что тема поднималась на весеннем совещании [https://fishnews.ru/news/44200]. «По его итогам были даны поручения соответствующие — выделить в текущем году дополнительно 7 млрд рублей [https://fishnews.ru/news/44370] на производство российского оборудования для рыбопромыслового флота», — обратил внимание Владимир Путин.

Очевидно, что замещение иностранной техники и комплектующих в производстве рыболовных и других гражданских судов может повлиять на параметры уже запущенных проектов, констатировал президент. Он уточнил, что имеет в виду сроки и затраты на перепроектирование.

«Коллеги с мест уже докладывают о переносах заявленных сроков постройки судов [https://fishnews.ru/news/44708] и изменении ряда других показателей», — заметил глава государства.

По словам президента, нужно верстать планы верфей, исходя из потребностей заказчиков, в частности, рыбопромысловых компаний.

Сколько задолжали судостроители?

Заместитель председателя правительства — министр промышленности и торговли Денис Мантуров, говоря о рыбацком флоте, отметил механизм «квот под киль». Сейчас на заводах в разной степени готовности находятся 70 судов для рыбодобывающей отрасли, сообщил он.

Напомним, в Госдуму уже внесен проект закона [https://fishnews.ru/news/45028] о новом этапе инвестиционных квот и крабовых аукционов. Это уже третье изменение системы распределения квот на промысел водных биоресурсов за последние шесть лет. Большинство участников отрасли выступает против очередного передела лимитов [https://fishnews.ru/news/45112], указывая, что нужно сперва дождаться результатов первого этапа.

Денис Мантуров обратил внимание на удорожание в ходе постройки флота. «Судостроители уже не раз сталкивались с такой проблемой, особенно когда заключали контракты с твердой ценой при отсутствии проекта. В результате, чтобы сдать судно, они вынуждены брать на себя убытки за превышение первоначальной стоимости», — подчеркнул чиновник.

В этой связи совместно с Минфином принято решение о проведении аудита накопленной задолженности. «Начнем с предприятий ОСК, и по итогам будут сформированы предложения по возможному последующему их финансовому оздоровлению», — рассказал зампред правительства — глава Минпромторга.

По его словам, планируется совместно с Минфином провести детальный анализ до конца ноября — максимум до начала декабря, и дать структурные предложения.

Денис Мантуров отметил: чтобы в будущем исключить подобные ситуации, он поручил Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) не заключать контракты без получения независимой технико-экономической экспертизы.

В дальнейшем предлагается закрепить этот принцип на законодательном уровне для всех предприятий отрасли как в отношении государственных заказов, так и проектов компаний с госучастием.

«Соответствующие поправки в Федеральный закон «О промышленной политике» внесены в Государственную думу, прошли уже первое чтение, и ожидаем их принятия в начале осенней сессии», — проинформировал чиновник.

Иностранному оборудованию нужна замена

Денис Мантуров подчеркнул, что для обеспечения серийности и технологической независимости нужно верифицированное судовое оборудование — особенно с учетом необходимости замены из-за отказа зарубежных партнеров выполнять свои обязательства.

«На этом обожглись уже многие судовладельцы, особенно рыбопромысловые компании, заказчики крупнотоннажных судов, которые предпочитали включать в проект импортные узлы, агрегаты даже при наличии отечественных аналогов на тот момент», — обратил внимание зампред — министр.

Перепроектирование требует времени

Говоря о перепроектировании флота, в том числе уже строящегося, Денис Мантуров отметил: только по рыбопромысловым судам такая работа потребует дополнительных затрат от всех участников более чем на 2 млрд рублей.

«Судостроители проводят сегодня ревизию остальных проектов на предмет необходимых изменений, уточнения затрат на их перепроектирование. Это объективно сдвинет вправо сроки их сдачи. Но, чтобы заказчики не применяли к верфям штрафные санкции, мы предлагаем увеличить на два года время, отведенное под строительство, с уточнением окончательной стоимости, как это было сделано, например, в отношении капитальных объектов в строительном комплексе. Такого рода изменения в законодательстве, если вы нас поддержите, мы подготовим», — предложил президенту зампред — министр.

Что касается новых проектов, добавил он, потенциальным заказчикам будет предложен типовой набор судов разного назначения с максимальным использованием отечественного оборудования. «Тем самым мы повысим серийность, снизим стоимость самих судов, ну и, главное, сдемпфируем риски срыва поставок», — отметил Денис Мантуров.

Верфи считают грядущие затраты

Для реализации нескольких сотен новых проектов до 2030 г. необходимо также модернизировать и существенно расширить сами мощности предприятий, подчеркнул чиновник. Он напомнил, что в предыдущие годы средства на техническое перевооружение выделялись исключительно под военное кораблестроение.

«Сейчас судостроительные заводы оценивают объем капитальных затрат, вложений для выполнения гражданских заказов. С учетом того что рентабельность по ним нормативно ограничена, нам потребуются, возможно, бюджетные инвестиции, но нужно для этого до конца провести все обсчеты», — сообщил Денис Мантуров.

Также, по его словам, для масштабного обновления флота требуется серьезная государственная поддержка, и здесь ключевой мерой является льготный лизинг.

НДС обнулят не просто так

Помимо строительства новых судов необходимо параллельно решать вопросы ремонта и обслуживания техники, заметил зампред — министр.

«С учетом вашего поручения, Владимир Владимирович, совместно с Минфином мы нашли решение по обнулению НДС [https://fishnews.ru/news/44214] по судоремонту, но при условии, что мы с предприятиями будем заключать инвестиционные соглашения на условиях вкладывать получаемую прибыль в модернизацию и, по сути, создание новой отрасли. Сейчас готовим с коллегами соответствующие поправки в Налоговый кодекс», — доложил Денис Мантуров.

Для краболовов готовят аукционные вливания

Кроме того, чиновник поднял вопрос с судостроительными предприятиями Дальнего Востока. По его словам, для поддержки верфей региона на следующие два года необходимо порядка 6 млрд рублей на возмещение части затрат по строительству краболовов. «Предполагается, что источником по данной субсидии будут средства от крабовых аукционов», — заявил Денис Мантуров.

Он попросил президента поддержать это предложение и дать соответствующее поручение. «Да, конечно, надо поддержать», — согласился Владимир Путин.

Больше новостей читайте в телеграм-канале Fishnews [http://ttttt.me/fishnewschannel].

Fishnews

Читать полный текст новости Источник: https://fishnews.ru/news/45191
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.