Как берег встречает рыбу

 
1 сентября 2022 09:00   247 просмотров
 

Отраслевая наука прогнозирует стабильное состояние рыбных запасов на Дальнем Востоке. По данным Тихоокеанского филиала ВНИРО, главную роль будут по-прежнему играть минтай, сельдь, лососи, треска, сардина. Рыбу продолжат ловить в больших объемах, а значит, ее нужно будет где-то хранить и в чем-то отправлять покупателям — как отечественным, так и зарубежным.
В последние годы логистика и способы поставок российских уловов значительно изменились — сначала из-за коронавируса, а затем в связи с новыми санкциями. Однако прежним остался главный перевалочный пункт — Владивосток. Владивостокский морской рыбный порт активно развивается, учитывая потребности бизнеса: построен новый современный холодильный склад, наращиваются объемы отправок в рефрижераторных контейнерах.

Есть что ловить

В Тихоокеанском филиале ВНИРО сообщили, что по массовым промысловым объектам Дальнего Востока в среднесрочной перспективе не предвидится существенных изменений.

Отмечено, что промысловый запас охотоморского минтая находится на высоком уровне. В добыче минтая Берингова моря важную роль продолжит играть восточноберинговоморская рыба. Ресурсы южнокурильского минтая будут поддерживаться среднеурожайными поколениями.

«Уровень запасов гижигинской и корфо-карагинской сельди характеризуется как средний, охотская и восточноберинговоморская популяции сохранятся на высоком уровне. Сахалино-хоккайдская популяция во всех районах (Западный Сахалин, Восточный Сахалин, Южные Курилы) показывает рост численности в последние годы, что может в перспективе стать резервом для промысла», — обратили внимание ученые.

Что касается вылова тихоокеанских лососей, то несколько лет уровень их освоения, вероятно, продержится в диапазоне примерно 350 тыс. тонн, считают специалисты.

«Кроме того, еще длительное время будет возможно вести успешный промысел дальневосточной сардины как тихоокеанской, так и цусимской популяции», — подчеркнули в ТИНРО.

Холодильный бум

Вопрос хранения уловов для дальнейшей перевалки — одна из актуальных тем. Для строительства холодильников компании активно используют преференции территорий опережающего развития (ТОР) и свободного порта Владивосток. Об этом Fishnews рассказал заместитель генерального директора по развитию рыбохозяйственного комплекса Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Иван Новиков:

«Резидентами свободного порта по соглашениям с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики в Приморском крае построено более 19 тыс. тонн холодильных мощностей единовременного хранения. ООО «Открытая база бункеровки рыболовного флота» в Находке построен холодильный комплекс мощностью до 12 тыс. тонн, запланированный объем инвестиций — 300 млн рублей, ООО «Владивостокский рыбный терминал» построен холодильный комплекс во Владивостоке мощностью более 7 тыс. тонн, в реализацию проекта вложено около 670 млн рублей частных инвестиций. На территории Камчатского края резидентом ТОР — ООО «Терминал Сероглазка» — реализован рыбный логистический комплекс. Построено 20 тыс. тонн холодильных мощностей единовременного хранения, инвестор фактически вложил 4,7 млрд рублей.
[img:/_img/inline/0e54e5a1-f4e7-48cb-85a8-4b7e9c0d71ac.jpg]

В 2020–2021 годах наблюдался дефицит таких мощностей в связи с ограничительными мерами, установленными Китаем. По оценкам профильных организаций дефицит составил порядка 100 тыс. тонн, из-за этого существенно подорожала перевозка рыбы — с 300 тыс. рублей до 650 тыс. рублей за 1 сорокафутовый рефконтейнер (примерно 27 рублей за килограмм) по маршруту Владивосток — Москва. Также повысилась стоимость хранения рыбы с 25 до 100 рублей за тонну в сутки.

Мы верим, что проекты резидентов ТОР и СПВ, реализуемые с применением мер государственной поддержки, значительно повысят логистическую независимость макрорегиона. Главное — помогут снизить итоговую стоимость рыбы и продукции марикультуры на российских прилавках. А значит, качественная дальневосточная рыба станет доступнее для российских семей и всех ценителей рыбной продукции и деликатесов», — указал он.

«Рыбные ворота» Дальнего Востока

Одним из таких проектов стало строительство во Владивостокском морском рыбном порту холодильного комплекса на 7,1 тыс. тонн [https://fishnews.ru/events/245]. Этот проект реализовал Владивостокский рыбный терминал — оператор Владморрыбпорта.
[img:/_img/inline/3383c2ea-3230-4712-b6bb-849309828a00.jpg]

«Продукция на морских транспортных судах прибывает в порт, формируется на поддонах и портальными кранами подается на технологический балкон, затем по эстакаде к подъемнику. Далее поддоны электрическими погрузчиками через зону экспедиции доставляются в камеры хранения. Каждая холодильная камера и экспедиции оснащены воротами с воздушной завесой для уменьшения величины инфильтрации.

В автомобильный транспорт товар отправляют электрические погрузчики. Для этого предусмотрена разгрузочная платформа», — рассказала об особенностях холодильника заместитель коммерческого директора ОАО «Владморрыбпорт» Татьяна Антипьева.

По ее словам, такой способ перевалки помогает избежать отепления продукции.

Новый холодильник предоставит дальневосточным рыбодобытчикам и торговым компаниям дополнительные площади для хранения уловов, особенно в период путины. Это, в свою очередь, даст больше возможностей для поставок рыбы и морепродуктов как на внутренний рынок, так и на экспорт, отметили в Федеральном агентстве по рыболовству.

«Через Владивостокский рыбный терминал рыбопродукция расходится по всем регионам России. Основными направлениями являются Московская область, Санкт-Петербург, крупнейший сортировочный центр в Новосибирске.

Для нас и наших клиентов — рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Сахалинской области и Камчатского края, ведущих трейдеров Дальнего Востока — очень актуальной является возможность размещать улов, продукцию именно на российском берегу, в холодильных комплексах, конкурирующих по условиям с современными портами Кореи и Китая.

Расширение холодильных мощностей в Приморье способствует появлению в регионе более доступной для жителей рыбопродукции за счет стабильной ценовой политики. Такая стоимость обеспечивается ускоренной логистикой», — проанализировал ситуацию генеральный директор Владивостокского рыбного терминала Владимир Бузанов.
[img:/_img/inline/68857b32-c9dc-43ae-bc5a-791534298412.jpg]

В прошлом году Владморрыбпорт стал лидером в России по перевалке рыбопродукции. Через ВМРП прошло более 500 тыс. тонн [https://fishnews.ru/news/43536], в том числе свыше 180 тонн в контейнерах. Подтвердить лидерство помог холодильник, построенный еще в 1968 году. Он рассчитан на единовременное хранение 15,6 тыс. тонн рыбы. Кроме того, компания может размещать до 4,5 тыс. тонн мороженой продукции в рефконтейнерах — как собственных, так и арендованных.

Порт работает по принципу кластера, включающего холодильники во Владивостоке и Находке. Новый морозильный склад строится также в подмосковных Электроуглях. Суммарно кластер способен вмещать до 55 тыс. тонн продукции из водных биоресурсов.

Это позволит оказывать рыбакам мультимодальный комплекс услуг по доставке рыбопродукции конечным потребителям на западе России (в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Великом Новгороде) и в других регионах.

«Таким образом, у нас грандиозные и амбициозные задачи», — констатировала Татьяна Антипьева.

Логистика переходит на контейнеры

Будущее за перевозками в рефконтейнерах, и прошлый год стал для порта показательным в части развития этого направления, отметила представитель компании. Общий контейнерный грузопоток составил 266,9 тыс. TEU — рекорд за всю историю предприятия.

К переходу на контейнеры компания подготовилась заранее. Ранее рассматривалась возможность строительства в порту большого холодильного склада, но в итоге выбор был сделан в пользу контейнерной площадки.

«Благодаря дальновидной политике наших акционеров мы завершили введение в эксплуатацию рефрижераторного контейнерного терминала. Он находится в районе 47-го причала и занимает площадь порядка 9 тыс. квадратных метров. Одновременно мы можем подключить до 1500 ТEU», — сообщила Татьяна Антипьева.

Терминал используют как для кратковременного хранения рыбопродукции, так и для размещения контейнеров клиентов порта. Такая услуга особенно актуальна в период лососевой путины, когда рыбопромышленникам нужно отгрузить свои контейнеры с уловами для дальнейшей отправки автотранспортом или по железной дороге.

«Это правильное решение: не строить холодильник на 40 тыс. тонн, а использовать это место под контейнерную площадку. Надо отдать должное порту: в сложное «ковидное» время он обрабатывал рыбопродукцию, рефконтейнеры, бесперебойно отправлял их в Китай», — прокомментировал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

Сотрудников ВМРП поблагодарил и президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. «Мы все знаем, с какими трудностями столкнулась в 2020–2021 годах вся отрасль — в связи с ограничением выгрузки в китайских портах. Огромный объем рыбопродукции был переориентирован на дальневосточный берег, прежде всего, конечно, на Владивостокский морской рыбный порт. Коллектив предприятия совершил, можно сказать, подвиг по обеспечению «холодной логистики» всей этой рыбопродукции. Были отгружены и переработаны рекордные за последние десятилетия объемы рыбопродукции», — отметил руководитель АДМ.

Он также подчеркнул важность строительства в порту холодильников и площадок под рефконтейнеры, потому что спрос на рефперевозки такого формата растет. Алексей Буглак напомнил, что в прошлом году на внутренний рынок отправлено 250 тыс. тонн минтаевой продукции, ожидается дальнейший прирост. Оказывает влияние и продолжающийся кризис на глобальном рынке морских перевозок: в разы подорожала контейнерная перевозка из Азии в Европу. «Конечно, в этих условиях спрос на услуги российской холодильной логистики вырастет», — уверен глава отраслевого объединения.
[img:/_img/inline/51e130bf-a8bf-4542-a5be-3e75ca2fd540.jpg]

Кроме хранения и отгрузки рыбопродукции, компания оказывает целый комплекс услуг: предоставление контейнеров, фрахтование судов для перевозки рыбы, доставка товара из других холодильников. Для этого предназначены два сухих терминала — «Пасифик интермодал контейнер» и «Фреш терминал», откуда рыбная продукция отправляется в Хуньчунь. Сервис налажен, клиенты очень активно им пользуются, заверила Татьяна Антипьева.

Сервисы для флота

Порт полностью берет на себя обслуживание судов. Они могут, например, воспользоваться услугами лоцманской проводки. Сейчас в порту работают четыре буксира, планируется приобрести еще несколько.

С середины мая флот может пополнить в порту запасы пресной воды, бункеровка осуществляется на 44-м причале. Там же находится измерительный прибор учета, позволяющий проконтролировать количество отпущенной воды.

Кроме того, компания собирается приобрести катер — для снабжения рыбацких судов.

«В настоящий момент наша клиентская база составляет более тысячи компаний — именно благодаря тому комплексу услуг, который мы здесь предоставляем. Естественно, это говорит о том, что порт конкурентоспособен», — обратила внимание представитель ВМРП.

В июле Владивостокский морской рыбный порт отметил свое 84-летие. За такой долгий период развития предприятие претерпело многочисленные изменения, прежним остался только приоритет — перевалка рыбопродукции.

Сейчас ВМРП принимает уловы лососевой путины. Планируется, что в этом году через порт пройдет около 35 тыс. тонн красной рыбы.

Алексей СЕРЕДА, журнал «Fishnews — Новости рыболовства»

Август 2022.

Читать полный текст новости Источник: https://fishnews.ru/rubric/krupnyim-planom/27607
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.