ФАС оштрафовала железную дорогу на 2 миллиарда рублей
Федеральная антимонопольная служба привлекла к административной ответственности крупнейшего перевозчика ОАО «Российские железные дороги» за злоупотребление доминирующим положением.
Согласно постановлению ФАС России, ОАО «РЖД» оштрафовано на сумму 2 241 296 238 рублей за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом по территории РФ. Ранее Комиссия ФАС России признала компанию нарушившей ч. 1 ст. 10 закона «О защите конкуренции».
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-центре Федеральной антимонопольной службы, основанием для возбуждения дела в отношении ОАО «РЖД» послужили материалы, поступившие в ФАС от нескольких десятков хозяйствующих субъектов, девяти отраслевых объединений грузоотправителей, целого ряда органов исполнительной и законодательной власти и органов прокуратуры. В этих обращениях указывалось на значительный рост совокупных транспортных затрат, связанных с перевозками грузов железнодорожным транспортом; увеличение размера нерегулируемой «вагонной составляющей»; неполное согласование или отказ от согласования заявок на перевозку грузов по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, и т. д.
Стоит отметить, что о тяжелой ситуации с тарифами на железнодорожную перевозку не раз заявляли и рыбопромышленники, и руководство рыбной отрасли, и портовики. Поскольку цены на перевозку рыбы имеют ярко выраженный сезонный характер, наиболее остро вопрос стоимости транспортных услуг, предоставляемых железной дорогой, встает в период основных путин.
В ФАС России отметили, что нарушение антимонопольного законодательства стало следствием неисполнения ОАО «РЖД» вступившего в законную силу предписания антимонопольного ведомства. Оно было выдано еще при создании ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания», в уставный капитал которых был передан подвижной состав. Антимонопольная служба сформулировала требования к группе лиц ОАО «РЖД», направленные на обеспечение конкуренции, включая разработку регламента предоставления вагонов грузоотправителям. «Текст проекта регламента неоднократно обсуждался с грузоотправителями и их объединениями, с другими железнодорожными операторами на Экспертном совете ФАС России по железнодорожному транспорту. Однако необходимые меры так и не были приняты», – заявили в Федеральной антимонопольной службе.
В ФАС также уточнили, что целевой моделью рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г. для ОАО «РЖД» предусмотрено оказание комплексной услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом, с привлечением при необходимости вагонов других лиц (в том числе ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК»). Однако «Российские железные дороги» в 2010-2011 гг. стали применять так называемую агентскую схему организации взаимодействия с дочерними операторскими компаниями. «В результате ОАО «РЖД» перестало надлежащим образом отвечать за обязанность перевозчика по предоставлению подвижного состава. При фактическом избытке вагонов на рынке сложился недостаток их предложения, во многих случаях вагонная составляющая перевозки выросла до двух раз, а рост стоимости перевозки – до 30% и более. Для крупных грузоотправителей доступность услуг снизилась с 90% до 60%, а для малого и среднего бизнеса – с 75% до 35%», – заявили в ФАС России.
В 2012 г. ситуацию удалось улучшить. Однако произошло это только после того, как требования к ОАО «РЖД» по привлечению подвижного состава и обеспечению грузоотправителей комплексной транспортной услугой по регулируемым государствам тарифам, были закреплены постановлением Правительства РФ.
Вместе с тем отдельные нарушения антимонопольного законодательства продолжаются. Так, ФАС России рассматривает дело в отношении ОАО «РЖД» по заявлению ОАО «Уральская сталь». Коммерческая компания жалуется на установление железной дорогой «логистического контроля» на отправку грузов с 15 железнодорожных станций, с указанием количества принимаемых к перевозке вагонов по каждой станции, рода груза, перечня грузополучателей и т. д. Такие требования антимонопольщики расценивают как признаки создания ОАО «РЖД» дискриминационных условий.
«Полагаем, что кардинальному улучшению ситуации будет способствовать исполнение в полном объеме поручения Президента РФ, данное на совещании в Кемерово в части создания коммерческой инфраструктуры на железнодорожном транспорте», – отметил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий