Японское море – Китайское море? Или Наращивание китайского присутствия в бассейне Японского моря
Японское море относится к полузамкнутым морям. Оно полностью поделено территориальными водами и исключительными экономическими зонами (ИЭЗ) России, КНДР (Северной Кореи), Республики Корея (Южной Кореи) и Японии и не имеет открытых вод. Китай (КНР) примыкает к Японскому морю, но его территорию отделяет от побережья узкая часть суши России и КНДР. Китай стремится обеспечить беспрепятственный выход к япономорскому побережью, чтобы использовать потенциал бассейна в своих интересах. Попытки сделать это за счет территории России Китаю в прошлом не удались, поэтому Пекин пытается (и довольно успешно) использовать для выхода в Японское море свое растущее влияние на КНДР, а также другие пути.
В последнее время происходит активизация морской деятельности Китая в бассейне Японского моря, особенно в его западной части, примыкающей к Корейскому полуострову. Это выражается в тесном сотрудничестве Китая с Северной Кореей по освоению прибрежной зоны КНДР Японского моря, включая открытие морских транспортных путей через северокорейские порты, продление аренды морских терминалов этой страны и их обустройство, создание совместных с КНДР специальных экономических зон, открытие прямого железнодорожного и автотранспортного сообщения из северо-восточных провинций Китая через корейскую территорию к побережью Японского моря. Для обеспечения безопасности и бесперебойной доставки грузов по этому пути в КНДР введены китайские военные подразделения.
Кроме вышеупомянутого, Китай пытается получить из России (из рек, впадающих в Японское море) посадочный материал для создания собственных популяций лососей с целью обосновать права на этот ценный вид водных биоресурсов (ВБР), часть жизненного цикла которых проходит в российских водах в северо-западной части Тихого океана.
Эти и некоторые другие факты роста китайского влияния в Тихом океане в целом, и Японском море в частности, отражены в некоторых публикациях авторов данной статьи(1) и других источниках(2).
Подобные события, происходящие вблизи российских дальневосточных морских границ, не могут не затрагивать интересы Российской Федерации (как государства) Азиатско-Тихоокеанского региона, форум по экономическому сотрудничеству стран которого – Саммит стран АТЭС – состоится в 2012 году во Владивостоке.
Рост китайского влияния в бассейне Японского моря упомянутыми фактами не ограничивается. Обращает на себя внимание ряд новых фактов, которые укладываются в русло складывающейся ситуации.
«РАДЖИН-СОНБОН» – ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА (ОЭЗ) КНДР ИЛИ ОСОБЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН (ОАР) КНР?
Свободная экономическая зона (СЭЗ) «Раджин-Сонбон» на берегу Японского моря в КНДР была создана в 1991 г. с целью привлечения иностранного (китайского) капитала и стимулирования социально-экономического развития отдельного района страны. Район имеет портовые сооружения и причалы, в частности порты Раджин и Сонбон, примыкающие к району Туманган. Проект не получал развития, пока в эту СЭЗ не пришли китайские инвесторы.
Несколько лет назад Китай активизировал свою хозяйственную деятельность в районе: продлил право аренды части северокорейского порта Раджин на очередные 10 лет(3); построил автодорогу, соединяющую город Хуньчунь (провинция Цзилинь) с побережьем Японского моря в районе СЭЗ; обеспечивает ее военизированную охрану(4); начал транспортировку грузов (главным образом сырья) – по суше через территорию КНДР, а затем из корейских портов морем в южные районы Китая; получил право приобретения здесь недвижимости(5) и др.
Таким образом, Китай установил не только экономический, но и военный контроль над северокорейской прибрежной зоной в Японском море. И в этом Пекин весьма преуспел. Пхеньян этому мало препятствует, рассчитывая на импульс экономического развития и поддержку Китая в конфликтах КНДР с «третьими» странами: Республикой Корея, США, Японией и др. Вследствие значительного возросшего монопольного влияния Китая в СЭЗ «Раджин-Сомбон», по нашему мнению, ее следует называть особой экономической зоной (ОЭЗ) КНДР с преобладающим китайским влиянием.
По сведениям от официальных российских представителей в Пхеньяне, ОЭЗ «Раджин-Сонбон» – это государство в государстве. Правоту данного утверждения подтверждают следующие факты.
Китай постоянно наращивает свою рыбопромысловую деятельность в Японском море, хотя и не является прибрежным государством, и использует для этого воды КНДР. Разрешения на вылов ВБР в ИЭЗ КНДР в Японском море судам КНР выдаются около 10 лет. Промысел ведется на основании Соглашения по сотрудничеству в области рыбного хозяйства между КНР и КНДР от 20 июня 1999 года (88-й год Чучхэ). Предыдущие договоренности 1980-х годов между Китаем и Северной Кореей касались преимущественно промысла китайских судов в прибрежных водах КНДР Желтого моря. Однако Китай стремится расширить районы промысла своих судов и в Японское море.
В 2004 году между Северной Корей и Китаем был заключен рыболовный договор сроком на 5 лет, в период действия которого ежегодно с апреля по октябрь китайские рыбаки имели право производить промышленный лов кальмара в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) КНДР за пределами 50-мильной буферной зоны в районе порта Вонсан, то есть в Японском море. Затем последовали другие договоренности, расширяющие рамки китайской активности по освоению природных ресурсов в водах, а также и недрах КНДР. Казалось бы, все логично. Развиваются отношения двух суверенных и равноправных партнеров.
Но не все так просто. Разрешения для ведения рыбного промысла китайским судам в водах КНДР Японского моря выдает администрация СЭЗ «Раджин-Сонбон», хотя в мировой практике подобное трудно себе представить. Как правило, лицензирование осуществляет единственный, специально уполномоченный на это, государственный орган. Если же в суверенном государстве его функции начинает выполнять параллельная госоргану структура, созданная в обособленном районе, то можно допустить для такого района определение «государство в государстве». Поскольку влияние Китая в данном районе огромно, то выходит, что разрешения от имени КНДР китайская сторона выдает сама себе. А это уже признаки особого административного района (ОАР) Китая на северокорейской территории.
Огромное влияние Китая на Северную Корею отмечают некоторые южнокорейские аналитики, которые утверждают, что в случае больших осложнений на севере Корейского полуострова (смена режима, экономический и политический коллапс и т.д.) КНДР может стать частью Китая(6).
ПРОМЫСЕЛ КИТАЙСКИХ СУДОВ В ЯПОНСКОМ МОРЕ, ВКЛЮЧАЯ ВОДЫ РОССИИ.
В результате формирования ОЭЗ «Раджин-Сонбон» (ОАР КНР) китайские суда получили порты базирования в Японском море и уже на протяжении нескольких лет ведут рыбный промысел в Японском море. По форме легализации этот промысел весьма неоднороден. Его можно разделить на несколько категорий:
1) судами под флагом КНДР по разрешениям, выданным российскими уполномоченными органами на основании решений сессий Российско-Корейской Комиссии о сотрудничестве в области рыбного хозяйства (в соответствии с межправительственным Соглашением между правительствами Российской Федерации и КНДР). Такие разрешения дают право ведения промысла в ИЭЗ России. В данном случае – разрешения являются подлинными;
2) судами под флагом КНР по разрешениям, выданным Министерством рыбного хозяйства (МРХ) КНДР (в водах КНДР; в водах РФ подлинных разрешений пока не обнаружено);
3) судами под флагом КНР по разрешениям, якобы, выданным администрацией ОЭЗ «Раджин-Сонбон» (в водах КНДР и РФ, подлинность разрешений проверить не представляется возможным, так как ОЭЗ «Раджин-Сонбон» находится под фактическим управлением КНР и не подчиняется официальным властям КНДР, включая МРХ этой страны; поэтому используются поддельные документы);
4) БЕЗ каких-либо разрешений – на судах с китайскими экипажами БЕЗ документов о регистрации судна, под флагом КНР, а также под флагами ДВУХ стран: КНР и КНДР;
5) на маломерных судах неизвестной принадлежности, которые ведут промысел в южной части 200-мильной зоны РФ как в ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ВОДАХ, так и в ИЭЗ РФ в Японском море (см. фото).
Промысловая активность китайских рыболовных судов в Японском море в ИЭЗ КНДР усилилась настолько, что это стало беспокоить и Республику Корея. Количество кальмара, мигрирующего вдоль северокорейского побережья в воды южного соседа, стало заметно уменьшаться. Количество китайских судов в водах Японского моря вдоль Корейского полуострова, напротив, непрерывно увеличивается. По разным сведениям, в ИЭЗ КНДР Японского моря их число составляет от нескольких сотен до тысячи единиц.
Районы промысла в водах Северной Кореи для такой армады китайских судов оказались явно недостаточными. И китайская сторона пытается их расширить за счет ИЭЗ России в Японском море, поскольку в течение лета кальмар и пелагические рыбы мигрируют и через зону России. Однако в последние годы китайские суда лишены права промысла в российской зоне(7), поэтому они стали использовать северокорейский флаг и разрешения, выдаваемые им российской стороной как судам, принадлежащим КНДР. Такая практика осуществляется на протяжении не менее 10 последних лет.
Известно, что Северная Корея продает свой флаг, причем довольно дорого, другим государствам и зарубежным компаниям. Помимо рыбного промысла суда, купившие право поднятия северокорейского флага, часто ведут и противоправную деятельность на море: осуществляют контрабанду наркотиков, оружия и людей. В 2006 году из 408 зарегистрированных под флагом КНДР судов лишь 187 принадлежали собственно КНДР(8).
По информации российских уполномоченных органов, на начало октября 2011 г. для ведения промысла кальмара в ИЭЗ России Японского моря получило разрешения 41 судно под флагом КНДР (при этом только 5 из них построены в КНДР, остальные – в КНР на судоверфях порта Далянь). Суда, построенные в Даляне, фактически являются китайскими, однако это не дает оснований отказывать им в выдаче разрешений на право промысла в ИЭЗ России, поскольку эти суда имеют флаг КНДР, и все необходимые документы для получения разрешений на них подают официальные уполномоченные представители КНДР.
В последние несколько лет в районе банки Кита-Ямато и прилегающих водах в Японском море (где граничат ИЭЗ трех стран – России, Японии и КНДР – ведут промысел суда Японии, КНР, Республики Корея и КНДР.
В 2011 году в соответствии с межправительственными соглашениями в исключительной экономической зоне России в Японском море помимо судов КНДР получили разрешения на ведение промысла кальмара 47 судов Японии и около 90 судов Республики Корея. Фактически вели промысел 17 японских судов, 40 судов КНДР, 90 судов Республики Корея. Картина – типичная для последних лет.
Этой обстановкой на протяжении уже не менее пяти лет пользуются китайские рыбаки, не имеющие разрешений на промысел в российских водах. Авиаразведка ГМИ ФСБ России по Приморскому краю в августе 2011 года зафиксировала большое скопление таких судов – не менее сотни. Как впоследствии выяснилось в результате наблюдений на море и по другим данным, основную их часть составляли китайские промысловые суда под северокорейским, а также китайским флагами. Кроме того, среди них было много судов, маскировавших национальную принадлежность.
Попытки ведения незаконного лова в ИЭЗ России в конце лета 2011 года несколько раз пресекались российскими морскими пограничниками. Так, пограничное патрульное судно «Шкипер Гек» 31 августа 2011 г. в исключительной экономической зоне России в координатах 42º05´с.ш., 136º48´ в.д. (севернее банки Кита-Ямато) задержало рыболовное судно «Лу Вэй Юй 0579» под флагом КНР, занимавшееся незаконным промыслом кальмара. Осмотровая группа обнаружила на борту судна промысловое оборудование для тралового промысла в рабочем состоянии; 3,5 тонны свежевыловленного кальмара, а в трюмах – около 100 тонн свежезамороженного кальмара, анчоуса и рыбу-собаку (фугу). Документы, разрешающие промысел в исключительной экономической зоне России, отсутствовали. Утром 1 сентября судно «Лу Вэй Юй 0579» было отконвоировано в порт Находка для разбирательства.
Как уже упоминалось выше, в последние годы китайские суда для промысла в ИЭЗ России стали использовать северокорейский флаг и разрешения, выдаваемые им российской стороной как судам, принадлежащим КНДР. Именно два таких судна были задержаны в конце августа 2011 г. в южной части российской ИЭЗ Японского моря патрульным судном «Шкипер Гек» ФПС России. Несмотря на то что суда были под флагом КНДР, оба они были приписаны к порту другого государства – КНР (Шидаоган), экипажи судов также состояли из граждан КНР.
Можно было бы трактовать это как грубое нарушение международного законодательства, в соответствии с которым судно должно быть приписано к порту только того государства, под флагом которого оно плавает. В частности, Статья 91 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года «Национальность судов» гласит: «1. Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между государством и судном должна существовать реальная связь. 2. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом».
Иными словами Конвенция определяет, что суда должны быть приписаны к порту государства флага. Парадоксальность рассматриваемой ситуации заключается в том, что КНДР не ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву. В то же время Северная Корея является членом Международной морской организации IMO. Возможно, на этой основе в некоторых международных документах КНДР, касающихся рыболовства и иной морской деятельности, есть ссылки на «международные правила мореплавания».
Были проведены проверки других промысловых судов Китая под флагом КНДР. При этом некоторые суда оказывали сопротивление. Рыболовное судно «Лу Шун Юй – 2662» при преследовании опасно маневрировало, создавая угрозу для осмотровой группы ФПС России. На требования российских пограничников об остановке ее капитан не реагировал. После остановки судна по результатам досмотра на борту помимо орудий лова был обнаружен свежевыловленный кальмар. Другое судно «Лу Вэй Юй – 0340» с похожим грузом была задержано также севернее района банки Кита-Ямато.
Капитаны задержанных судов признали факт ведения промысла в исключительной экономической зоне России, но объяснили, что координаты района, где они осуществляли лов, указаны в разрешениях, выданных компетентными органами КНДР, флаг которой и был поднят на задержанных судах. Капитаны этих судов были оштрафованы на 15 тыс. рублей каждый «за нарушение порядка прохождения морских контрольных пунктов» (однако эта мера наказания может быть применена только к судам, имеющим разрешение на промысел ВБР, но никоим образом – к браконьерам). После уплаты штрафов судам было разрешено свободное плавание(9).
Деятельность российских пограничников в августе-сентябре 2011 г. не остановила китайских браконьеров. В арсенале российских правоохранительных органов было только одно судно, в то время как судов нарушителей было во много раз больше. В конце сентября эти суда продолжали незаконный лов в российской ИЭЗ Японского моря. Более того, они стали препятствовать промыслу судов Республики Корея, которые работали в ИЭЗ России на законном основании по разрешениям, выданным на основе межправительственного Соглашения, и наносить ущерб орудиям лова южнокорейских судов (срезы крючков, тросов, буев и пр.). В связи с этим, Посольство Республики Корея обратилось в Госморинспекцию Федеральной службы безопасности Российской Федерации с просьбой принять меры по обеспечению стабильности промысла южнокорейских рыболовецких судов. Около сотни китайских судов 28 сентября 2011 г. продолжали незаконный лов в районе 41º06,80´ с.ш., 135º39,90´ в.д. – 41º53,15´ с.ш., 135º39,90´ и были сфотографированы южнокорейскими рыбаками.
24 октября 2011 г. в исключительной экономической зоне России в координатах 41º52´с.ш., 135º50,5´ в.д. патрульное судно «Шкипер Гек» задержало рыболовное судно «Ло Хай Ю 6038» под флагами двух государств: КНДР и КНР, занимавшееся незаконным промыслом.
При преследовании «двухфлажное» судно опасно маневрировало, периодически меняло курс движения, на связь не выходило. Осмотровая группа обнаружила на борту судна промысловое оборудование для тралового промысла в рабочем состоянии; в трюмах – несколько тонн свежезамороженного кальмара, анчоуса, тунцов и несколько десятков экз. лососей – кеты. Документы, разрешающие промысел в исключительной экономической зоне России, отсутствовали. «Двухфлажное» судно также было отконвоировано в порт Находка для разбирательства.
В 2011 году в ИЭЗ России в Японском море было задержано около 10 китайских судов, которые вели незаконный промысел водных биоресурсов. Крупномасштабный незаконный китайский промысел был заранее спланирован и организован. Помимо большого количества добывающих судов среднего тоннажа, в составе флотилии есть и транспортные суда для незаконного перегруза и транспортировки продукции. Одно из таких судов с названием «Лужон Шуй» под флагом КНР было задержано в ИЭЗ России в ноябре 2011 г. На борту его было обнаружено 150 тонн мороженого кальмара, перегруженного с других китайских судов.
В 2011 году незаконная деятельность китайских судов стала настолько сильно препятствовать деятельности иностранных рыбаков, ведущих промысел на законных основаниях в российской ИЭЗ, что законопослушные иностранные рыбаки стали отказываться от ведения промысла в российских водах Японского моря. Так, в ходе 21-й сессии Российско-Корейской Комиссии по рыбному хозяйству (Республика Корея, ноябрь 2011 г.) корейская сторона сообщила, что ее суда в 2011 году в ИЭЗ России в Японское море не смогли вести промысел кальмара из-за незаконного противодействия в ИЭЗ России китайских судов. Корейская сторона обратилась с просьбой принять соответствующие меры в отношении китайских судов в 2012 году. По этой причине корейская сторона попросила сократить квоту вылова на 20%: с 10 тыс. до 8 тыс. тонн, и соответственно сократить на эту величину уровень оплаты. Формальной причиной для захода некоторых китайских судов в российские воды была выдача КНДР (ОЭЗ «Раджин-Сонбон») разрешений китайским судам на право ведения промысла в ИЭЗ России (о чем официальные власти КНДР НЕ были поставлены в известность).
Таким образом, китайские браконьеры под прикрытием разрешений, выданных формально в КНДР (а фактически – ОАР КНР), уже нанесли прямой ущерб, в том числе и бюджету Российской Федерации.
Незаконный промысел китайских судов в ИЭЗ России в Японском море стал отдельной темой переговоров на Двадцать пятой сессии Российско-Корейской (КНДР) Смешанной Комиссии по сотрудничеству в области рыбного хозяйства (КНДР, октябрь 2011 года). По данному вопросу внимание Корейской стороны было обращено на следующее. В 2011 году при выдаче корейской стороной разрешений китайским судам на промысел в ИЭЗ КНДР имели место факты включения части ИЭЗ России в пределы разрешенного китайским судам района промысла. Копии таких разрешений, изъятых у капитанов китайских судов, были переданы Корейской стороне для рассмотрения(10).
Однако корейская сторона ничего не знала о таких разрешениях, поскольку выдавались они не официальными властями КНДР, а ОЭЗ «Раджин-Сонбон», которая, как уже сообщалось ранее, фактически является «государством в государстве». Таким образом, китайская сторона (фактически управляющая ОЭЗ «Раджин-Сонбон») не только сама себе выдавала разрешения на промысел, но и объявила часть ИЭЗ Российской Федерации в Японском море собственными водами.
Китайские суда ведут промысел в водах соседних стран не только с большим количеством нарушений, но и ведут себя крайне агрессивно в отношении правоохранительных органов этих стран. Следует вспомнить, что за последний год в результате противодействия китайских браконьеров морским пограничникам погибли два инспектора Республики Корея. В первом случае корейский инспектор погиб при высадке на преследуемое браконьерское судно, а в ноябре 2011 года корейский офицер был убит капитаном китайского судна. Во многих случаях китайские браконьеры вооружены не только холодным, но и огнестрельным оружием. Описанные инциденты произошли в Желтом море, где масштабы китайского пиратства еще более вопиющи, чем в Японском море. Но развитие ситуации заставляет предполагать возможность таких случаев и в Японском море.
ПРОМЫСЕЛ КИТАЙСКИХ СУДОВ В ИЭЗ ЯПОНИИ ЯПОНСКОГО МОРЯ.
ИЭЗ Японии в Японском море в описываемом плане пока выглядит относительно спокойно. Тем не менее, японские рыбопромышленники также начинают проявлять беспокойство по поводу разрастающейся активности нелегального китайского промысла и в этом бассейне.
В 2000 г. Китай и Япония заключили межправительственное соглашение по рыболовству. В водах Японии в Восточно-Китайском море Китай получает квоту на условиях взаимности. Основной промысел ведется во Временном рыболовном районе Восточно-Китайского моря. Китайско-японским соглашением не предусматривается возможность ведения промысла китайскими судами в ИЭЗ Японии в Японском море. Однако по той самой причине – китайских судов слишком много, а районов промысла им не хватает – китайские рыбаки стремятся и в воды Японии Японского моря, разумеется, не имея для этого легальных основ.
Насколько значителен здесь китайский браконьерский промысел, сейчас сказать не представляется возможным вследствие его нелегальности. Но его существование подтверждают факты задержания китайских браконьеров силами Управления безопасности на море (УБМ) Японии.
Так, 6 ноября 2011 года патрульным судном УБМ Японии в 60 км западнее островов Гото (преф. Нагасаки) было задержано китайское рыболовное судно «Чжи-дай-юй 04188» (тоннаж 135 тонн, 11 членов экипажа). Арестован капитан китайского судна по подозрению в нарушении японского Закона о рыболовстве иностранными лицами. Судно-нарушитель было обнаружено в территориальных водах Японии в пяти километрах к северо-западу от острова Торисима. Китайское судно не подчинилось приказу об остановке, стало уходить. После задержания во время досмотра судна документов, разрешающий промысел китайским рыбакам в ИЭЗ Японии, на борту не было(11).
УСИЛЕНИЕ КИТАЙСКОГО ВЛИЯНИЯ В ЯПОНОМОРСКОМ БАССЕЙНЕ НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ РЫБОЛОВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ.
Произошедшие инциденты с задержанием китайских рыболовных судов в Японском море на границах ИЭЗ России и КНДР могут, несомненно, послужить основанием для усиления китайского военно-морского патрулирования в этих водах с целью защиты интересов своего промыслового флота. Кроме того, начиная с конца 2010 г., заработали морские транспортные пути от портов КНДР, по которым идет доставка китайских сырьевых грузов из северо-восточных провинций КНР в экономически развитые южные районы Китая. Учитывая нестабильный и взрывоопасный режим Северной Кореи, безопасность морских путей Китаю надо также обеспечивать.
Есть еще одно обстоятельство. Китай сотрудничает с Северной Кореей в предотвращении побегов на китайскую территорию северокорейских граждан, которые уже не в силах оставаться жить в условиях тоталитарного режима. Китай своему соседу в этом помогает активно. Не так давно китайские власти возвратили в КНДР группу северокорейских перебежчиков(12). Участь, которая ждет возвращенных, крайне незавидна.
Сухопутная граница между КНДР и КНР становится все более труднопреодолимой для незаконных мигрантов. Поэтому, несмотря на не менее опасный и более продолжительный путь, северокорейские беглецы начинают использовать морские маршруты – через Желтое море в сторону Республики Корея, а также через Японское море в направлении Японии, откуда их могут передать в Республику Корея. Подобный случай произошел в сентябре 2011 года(13). Северокорейские перебежчики достигли Японии, после чего оказались в Сеуле.
Китай последовательно намерен помогать Северной Корее в пресечении подобных случаев, и, скорее всего, эта помощь может распространиться и на морские границы в Японском море. Для этого также потребуются суда китайских ВМС.
Необходимо упомянуть и о недавних фактах присутствия кораблей китайских Военно-Морских Сил (ВМС) в Японском море. Два военных корабля КНР – учебный корабль «Чжэнь Хэ» и фрегат «Люоянг» – 4 августа 2011 г. с визитом дружбы посетили северокорейской порт Вонсан (Фото). Китайские корабли прибыли в порт КНДР после посещения порта Владивосток для участия в церемонии празднования 315-летия Российского Флота(14) (см. фото).
Курсы китайских военных кораблей через Японское море, таким образом, проложены и апробированы. Время покажет, в каких целях и в какой степени они будут использованы китайскими ВМС в ближайшем будущем.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ: ЧЕГО ДОБИЛСЯ И ДОБИВАЕТСЯ КИТАЙ.
Китай перестал использовать российскую карту (в рамках проекта Туманган) для выхода на побережье Японского моря и преуспел в этом, разыгрывая карту КНДР. Использовать побережье Японского моря в своих интересах Китаю легче на территории КНДР, чем на территории России, поскольку китайское влияние на Пхеньян – экономическое и политическое – сейчас намного сильнее российского.
Китай полностью «перерезал» своей автострадой Хуньчунь-Раджин узкую часть КНДР на севере(15) и обеспечивает ее военную охрану. То есть именно на том участке, через который неизбежно должен проходить газо-трубопровод из России на юг Корейского полуострова, о котором недавно достигнута договоренность между тремя государствами – Российской Федерацией, Республикой Корея и КНДР. Препятствие преодолимое, но договариваться об этом России и Китаю придется. Таким образом, влияние Китая на япономорском направлении выросло, и с этим фактом нельзя не считаться.
Используя административный и политический ресурс не так давно сложившейся ОЭЗ «Раджин-Сонбон», китайский рыболовный флот получил дополнительные возможности ведения рыбного промысла в Японском море.
Кроме того, используя данную ОЭЗ, Китай обеспечил себе короткий морской транспортный путь, соединяющий ресурсную базу северо-восточных провинций с индустриальными центрами южных районов.
Для обеспечения безопасности транспортных потоков на море и рыболовства в водах КНДР и за их пределами в Японском море Китай, вне всяких сомнений, станет использовать свои ВМС за пределами вод юрисдикции КНР, оправдывая присутствие в Японском море своих военных кораблей потребностями экономических интересов.
По данным зарубежных СМИ(16), а также российских и зарубежных исследователей(17), в настоящее время новой задачей китайских вооруженных сил является «обеспечение морских интересов», а также путей импорта (преимущественное морских) сырьевых ресурсов, необходимых для экономического развития Китая. Этим и объясняется активизация китайской морской деятельности, в том числе в Японском море, где в отличие от Южно-Китайского или Восточно-Китайского моря у КНР пока не накопилось проблем с соседями территориального, ресурсного или экономического характера.
Таким образом, Китай всеми имеющимися средствами усиливает свое присутствие и расширяет свое влияние во всех возможных районах Мирового океана. Ведь потенциал дальнейшего развития на суше у Китая сильно лимитирован, а Мировой океан становится источником новых возможностей – транспортных и ресурсных.
События с китайским участием в бассейне Японского моря – это лишь эпизод в общей стратегии Китая в Мировом океане. Но поскольку значительная часть Японского моря примыкает к Дальнему Востоку России, необходимо обращать особое внимание не только на перечисленные эпизоды, но и следить за дальнейшим развитием событий.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Известен давний спор между государствами Корейского полуострова и Японией о том, как называть море, расположенное между Корейским полуостровом и Японским архипелагом(18). На север этого моря своими обширными побережьями выходит Россия. Для этого района Республика Корея использует название – Восточное море, КНДР использует название Восточно-корейское море (или же Восточное море Кореи). Оба государства настаивают на своих названиях и намерены сделать их всемирно признанными. Но пока на современных географических картах мира это море именуется Японским.
Корейско-японский спор по поводу названия этого моря обострился после Второй мировой войны и не утихает до настоящего времени. Для закрепления своих позиций обе Кореи и Япония уже стали использовать не только контакты дипломатов. В ход пошли встречи ученых, межправительственные сессии по рыболовству, другие международные мероприятия, в рамках организаций с участием корейской, японской и третьих сторон. Встречи, которые с данной проблемой никак не связаны.
Но если взглянуть на реальные события последнего времени, которые происходят в бассейне Японского моря, возникает вопрос: какое же это все-таки море: Японское, Восточное или Восточно-корейское? Возьмем на себя смелость высказать предположение – а вдруг оно, это море, станет Китайским, не по названию, а по факту?
Александр КУРМАЗОВ, Виктор ЦЫГИР, ФГУП «ТИНРО-Центр»
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Цыгир В.В., Курмазов А.А. Российские Тихоокеанские лососи – национальное достояние России // Рыбное хозяйство. 2010, – № 2, – с. 30; Курмазов А.А. КНР и КНДР: морской альянс // Россия в АТР. 2011, – № 2 (19), – с. 38-41; Курмазов А.А., Цыгир В.В. Усиление влияния Китая на морскую деятельность Северной Кореи в Японском море // Таможенная политика Росси на Дальнем Востоке. 2011, – № 3, – с. 40-45.
2. Кистанов В. Кёи: скрытая угроза // Россия в АТР. 2011, – № 2 (19), – с.32-37; Курмазов А.А., Сеславинский В.В. Морские пути – новый «шелковый путь» Китая. // Таможенная политика Росси на Дальнем Востоке. 2010, – № 3, – с. 47-52.
3. DPRK seeks foreign capital through Rajin Port Development // Inst. for Far Eastern Studies. NK Brief No. 10-03-11-1.
4. Chinese Troops Stationed in N.Korean Special Zone // englishnews@chosun.com / Jan. 17, 2011. URL : http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/01/17/2011011700465.html [http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/01/17/2011011700465.html]
5. Chinese Businesses Pour into N.Korea’s Rajin-Songbong // englishnews@chosun.com / Feb. 26, 2011 08:27 KST. URL: http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/02/26/2011022600387.html [http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/02/26/2011022600387.html]
6. Lee Tae-hoon. ‘North Korea may become part of China’ // The Korea Times. 2010, – Feb. 11.
7. Курмазов А.А. КНР и КНДР: морской альянс // Россия в АТР. 2011, – № 2 (19), – с. 38-41; Курмазов А.А., Цыгир В.В. Усиление влияния Китая на морскую деятельность Северной Кореи в Японском море // Таможенная политика Росси на Дальнем Востоке. 2011, – № 3, – с. 40-45.
8. Вейхман В. Удобный флаг // URL: http://sea-law.ucoz.ru/index/udobnyj_flag/0-13 [http://sea-law.ucoz.ru/index/udobnyj_flag/0-13]
9. Российский закон китайским кальмароловам не указ // РИА Fishnews.ru 02 сентября 2011 года / http://www.fishnews.ru/news/16474 [http://www.fishnews.ru/news/16474]
10. Кроме того, в августе-октябре 2011 года имели место случаи ведения промысла в территориальном море Российской Федерации в Японском море большим количеством малоразмерных корейских судов, не имевших разрешений на ведение добычи (вылова) кальмара.
11. «Тюгоку-гёсэн, тэйсэн-мэйрэй муси, тосо… сэнтё дахо» (Китайское судно проигнорировало приказ об остановке и обратилось в бегство…Задержан капитан) // Иомиури симбун. 2011 – 6 ноября (пер. с яп.).
12. China to Send 20 Defectors Back to N.Korea // http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/10/12/2011101200616.html [http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/10/12/2011101200616.html]
13. Санкэй симбун. 2011. – 13 сентября.
14. Chinese Navy Makes Rare Port Call in N.Korea // VOA News / Aug. 05, 2011 // http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/08/05/2011080500074.html [http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/08/05/2011080500074.html]
15. N.Korea, China to Launch Joint Economic Projects // http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/05/20/2011052000302.html [http://english.chosun.com/site/data/html_dir/2011/05/20/2011052000302.html]
16. Нихон Кэйдзай Симбун. – 2011, – 2 августа.
17. Кистанов В. Кёи: скрытая угроза // Россия в АТР. 2011, – № 2 (19), – с.32-37; Ямада Ё. Китай стремится стать настоящей морской державой (рост интереса к ресурсам) // Хоккайдо симбун. – 2005, – 17 июля.
18. Глушков В.В., Постников А.В. Как Корейское море стало Японским, оставаясь Восточным // ГеодезистЪ. 2002, – № 3, – с. 42- 47.
РИА Fishnews.ru
Январь 2012 г.
Добавить комментарий