«Антей» рассказал, как добиться успеха на верфях
Среди компаний, рискнувших строить флот под инвестквоты на отечественных верфях, группа «Антей» оказалась, возможно, самой удачливой. В самом деле: три краболова уже спущены на воду. Суда изготавливаются по уникальному проекту, созданному непосредственно под задачи российских добытчиков краба. Главный конструктор группы компаний «Антей» Александр Габриель рассказал Fishnews, что секрет успеха кроется не столько в везении холдинга, сколько в вовлеченности, активном участии «Антея» в деятельности корабелов. Это помогло генподрядчику — Находкинскому судоремонтному заводу (НСРЗ) — быстро восстановить утраченные компетенции и нарастить производственные мощности. Рыбопромышленный холдинг и верфь сообща, рука об руку, преодолевают многочисленные преграды, мешающие вести строительство, — пандемию, санкции, проблемы с логистикой и поставщиками, кадровый дефицит.
Сентябрь и октябрь 2022 года стали важным этапом в развитии «Антея». С интервалом в две недели со стапеля на Находкинском судоремонтном заводе на воду сошли три новых краболова — «Капитан Хазан» [https://fishnews.ru/events/246], «Дмитрий Коноплев» [https://fishnews.ru/news/45514] и «Капитан» [https://fishnews.ru/news/45644]. Сейчас эти суда дооснащаются на воде. Окончательно ввести их в строй предполагается в начале 2023 года.
Всего же в этой серии заложено восемь судов [https://fishnews.ru/news/39272]. Очередность строительства определена по формуле «три + три + два». Помимо первых трех судов на воде, вблизи заводской набережной в настоящее время можно наблюдать стоящую на стапелях следующую тройку судов с пока недостроенными корпусами, а также уже заложенные кили замыкающей двойки краболовов.
[img:/_img/inline/6bef02c9-efd5-48af-a321-d587e1bb0328.jpg]
Выбор проекта
Как рассказал Александр Габриель, разработанный компанией ООО «Дамен Инжиниринг» (Санкт-Петербург) проект CCa5712LS, по которому строятся краболовы, уникален.
«Когда разворачивалась программа квот под инвестиции и группа компаний «Антей» решила принять в ней участие, мы немало времени посвятили поиску подходящего проекта», — подчеркнул он. Например, предполагалось по примеру одной из российских верфей использовать готовый японский проект краболова и адаптировать его под отечественные требования, заодно модернизировав и доукомплектовав необходимым оборудованием.
Также обсуждалась возможность взять за основу китайский проект, который представляет собой глубокомодернизированный советский СТР-420. Рассматривались и другие иностранные и российские разработки.
В итоге в «Антее» выбрали проект краболовного судна CCa5712LS, как наиболее подходящий по своим эксплуатационным характеристикам и лучше всего отвечающий требованиям для данного вида промысла. Заказчикам представляется важным, что он не является универсальным, когда рыбопромысловое судно дорабатывают под нужды крабодобывающих компаний. Проект CCa5712LS, предполагающий уникальную форму корпуса, изначально разрабатывался для строительства именно российских краболовов-живовозов, использующих клети для хранения и транспортировки краба в живом виде.
Кстати, этот вариант выбрал не только холдинг «Антей». Ему отдал предпочтение еще ряд российских компаний. Так что в общей сложности запланирована постройка 20 судов этого типа. Правда, уже на стадии реализации в разных компаниях проект был в большей или меньшей степени скорректирован непосредственно под нужды заказчика. Поэтому после ввода в эксплуатацию такие краболовы у разных предприятий будут иметь некоторые различия.
Почему 5712
Особенностью группы компаний «Антей» является практика перевозки живых крабов в клетях, которые размещаются в RSW-танках (танки с постоянно поступающей охлаждаемой забортной водой и подключенные к системе жизнеобеспечения краба). По словам Александра Габриеля, иностранные крабодобывающие компании не используют клетей, а перевозят уловы в чанах. Либо вовсе занимаются только переработкой краба и выпуском готовой мороженой продукции.
Использование клетей позволяет «Антею» значительно наращивать производительность судов — за счет расширения логистического функционала и увеличения количества хранящихся одновременно крабов.
[img:/_img/inline/7051340b-25d3-42f0-bb73-fd3fba66eb01.jpg]
«В нашей ситуации очень большое значение имеет объем перевозимой воды, в которой хранится живой краб. В случае с проектом CCa5712LS соотношение воды и крабов оптимальное. Хотя в рассматривавшемся нами проекте от компании Wärtsilä этот показатель был несколько выше, однако в нем предполагалось, что производственные процессы при вылове краба будут пересекаться, и, следовательно, члены команды станут мешать друг другу. А в проекте «Дамен» все процессы четко разделены. Судно будет оснащено девятью RSW-танками, в каждом из которых будет по 10 клетей в двух стопках. То есть единовременно такой краболов сможет хранить и перевозить от 90 до 120 тонн краба, в зависимости от вида», — рассказал главный конструктор «Антея».
В проекте CCa5712LS также учтено влияние избыточной остойчивости судна на сохранность краба. «Избыточная остойчивость вызывает резкую качку судна. Она опасна для крабов, которые при перевозке в условиях волнения травмируют друг друга шипами, а их панцири истираются. В этом смысле у нашего проекта более предпочтительные характеристики. Такое судно будет испытывать плавные колебания на волнении, минимизируя повреждения крабов», — обратил внимание Александр Габриель.
Он также отметил, что проект предусматривает ряд новаторских решений. Например, предполагается применять непривычную для судов рыбопромыслового флота систему борьбы с обледенением. В частности, предусмотрена система обогрева палубы, подведение к рабочим зонам точек для подачи горячей или холодной воды, а также мойки высокого давления с подогревом.
Почему НСРЗ
Параллельно подбору проекта судна руководство группы компаний «Антей» провело не менее обстоятельные поиски генерального подрядчика строительства. Осуществляя отбор кандидатов, представители холдинга совершили своеобразное турне по стране, побывав на ряде верфей как в европейской части России, так и на Дальнем Востоке. Одним из претендентов на заказ стал Находкинский СРЗ.
Александр Габриель отметил, что ранее этот завод уже имел опыт судостроения, причем не только в советское время. В 2010-х годах предприятие построило несколько танкеров для дальневосточных проектов «Роснефти». Кроме того, иногда выпускали небольшие грузовые баржи. Однако ко времени появления заказчика в лице группы компаний «Антей» с проектом серии краболовов (2020 год) судостроительные компетенции НСРЗ в значительной степени были утрачены, а многие судостроители уволились.
«Более того, когда мы пришли с судостроительным проектом, на Находкинском СРЗ отсутствовал конструкторско-технологический отдел, а служба материально-технического снабжения состояла из шести человек. Можно сказать, что склад и внутренняя логистика отсутствовали», — сказал он.
И тем не менее в итоге выбор «Антея» остановился на судоремонтном заводе в Находке. «Помимо прочего, мы учли тенденцию, что рыболовецкий флот постепенно возвращается, в том числе и для судоремонта, в Россию. НСРЗ стал, по нашему мнению, лучшим вариантом. У этого завода большие мощности, так что в перспективе можно было бы, наверное, как в советское время, сдавать по 10–15 судов в год. Кроме того, здесь можно заниматься не только судостроением, но и судоремонтом. Мы исходили из того, что в дальнейшем Находка может стать ремонтной базой всего нашего флота по принципу «сами строили, сами ремонтируем», — заметил собеседник Fishnews.
Существенным фактором для выбора предприятия именно на Дальнем Востоке также стали субсидии, выделяемые для стимулирования судостроения [https://fishnews.ru/news/39688] в этом макрорегионе.
Как налаживали работу
«С нашим заказом завод стал восстанавливать свою судостроительную компетенцию», — отметил Александр Габриель.
Не секрет, что значительная часть рыбопромысловых компаний, решившихся строить суда на отечественных верфях, обоснованно жалуется на срыв подрядчиками сроков сдачи. Верфи в свое оправдание ссылаются на пандемию коронавируса, антироссийские санкции, собственные трудности с финансами и так далее.
[img:/_img/inline/dda0e058-684c-4ee9-9692-407bf6c3955c.jpg]
По словам Александра Габриеля, пандемия сильно мешала и в работе над заказанными компанией краболовами. В Европе в этот период закрывались целые предприятия: сотрудники переходили на «удаленку». Как следствие, у проектанта возникла большая проблема с получением исходных данных.
«Постоянно приходили ревизии по корпусу, проектанту требовались новые данные, и все двигалось очень медленно. Зная, что по этому проекту строят суда и другие российские компании, мы намеренно притормаживали темпы сооружения первых трех судов. Благодаря этому нам меньше, чем на других заводах, пришлось что-то переделывать из-за внесения коррективов в проект», — подчеркнул он.
Были и другие трудности. Например, с кадрами для завода. Оказалось, что среди местных жителей трудно подобрать квалифицированный персонал, так как специалистов нет или они заняты уже на других верфях. Поэтому сейчас приходится привлекать бригады из других регионов», — обратил внимание собеседник Fishnews.
Рецепт успеха
По мнению главного конструктора «Антея», за истекшие два года на Находкинском СРЗ многое изменилось. В настоящее время непосредственно на строительстве краболовов занято около 580 человек. Компетенции трудового коллектива растут, и это отражается на процессе и качестве создания новых судов.
«Например, на верфи было создано целое направление деятельности — судостроительный комплекс, со своими отделами, службами и снабжением. В настоящее время, когда проект полностью «обкатан», трудовой коллектив наработал необходимый опыт, а с поставщиками достигнуто полное взаимопонимание, строительство продвигается гораздо легче. Полагаю, что оставшиеся суда из этой серии мы построим быстрее», — считает Александр Габриель.
По его мнению, одним из ключевых факторов успешности реализации масштабного проекта стала политика вовлеченности заказчика в процесс строительства.
«Возможно, что мы единственные, кто не просто играет роль заказчика (заплатить судостроителям деньги и ждать, когда они сдадут в эксплуатацию готовые суда), а непосредственно помогает заводу в выполнении этого задания. Мы совместно подыскиваем решения по проектной части, активно помогаем осуществлять закупки, находим надежных субподрядчиков и поставщиков. Для этого задействуются наши деловые связи. В то же время мы внимательно наблюдаем за ходом строительства: предлагаем способы снизить трудоемкость работ, смотрим, чтобы и завод мог на чем-то сэкономить. То есть мы очень плотно работаем с НСРЗ: не сваливаем на него всю «текучку», а стремимся все делать сообща», — подчеркнул главный конструктор.
Что впереди
Согласно контракту срок окончания строительства серии из восьми краболов — конец 2024 года. Однако на практике в «Антее» надеются на некоторое опережение графика. Предполагается ввести в строй шесть судов в 2023 году и еще два — в начале 2024 года.
[img:/_img/inline/8d0616c1-6c20-4d5e-86ae-a7fbd7e686cb.jpg]
И это еще не конец. Во время церемонии спуска на воду второго краболова — «Дмитрий Коноплев» — президент группы компаний «Антей» Иван Михнов анонсировал еще более масштабное строительство. По его словам, помимо нынешних восьми краболовов, компания планирует построить еще 17 судов.
«Пока есть понимание, что это будет 12 краболовов-живовозов и 5 сейнеров-траулеров. Детали проекта мы пока не будем оглашать», — сказал Александр Габриель.
Андрей ДЕМЕНТЬЕВ, журнал « Fishnews — Новости рыболовства»
Декабрь 2022 г.
Добавить комментарий