Большая «лососевая реформа»
Тема распределения участков для добычи анадромных видов рыб в нынешнем году стала одной из самых важных. Минсельхоз и Росрыболовство заявили о подготовке законодательных изменений в сфере доступа к ресурсу, при этом предстоит разбираться с региональной спецификой.
Вопрос рыболовных участков прежде всего привлекает внимание в связи с перспективами предприятий, добывающих тихоокеанских лососей. Именно через право пользования РЛУ бизнес получает доступ к промыслу.
Еще в 2021 году руководство Росрыболовства сообщило [https://fishnews.ru/news/43349], что собирается проанализировать ситуацию с закрепленными акваториями и представить законопроект в этой сфере.
На работающих участках уже создана инфраструктура, предприятия успели вложить средства в лососевый промысел. Поэтому одним из ключевых остается вопрос: что ждет промышленников, уже работавших на красной рыбе, и как изменится состав участников отрасли.
Федеральное агентство по рыболовству заверяет, что готово продлить право на участки добросовестных пользователей. Причем без торгов. Но автоматической пролонгации ведомство [https://fishnews.ru/news/45844] не поддержало и анонсировало необходимость выработки специальных критериев добросовестности.
«Мы все-таки должны, на мой взгляд, стимулировать компании, которые развиваются, которые перерабатывают продукцию, и при этом изъять те участки у тех пользователей, которые этим не занимаются, и передать как раз компаниям, которые готовы и дальше осуществлять инвестиции», — комментировал руководитель Росрыболовства Илья Шестаков.
Для того чтобы разобраться с критериями, создали специальную межведомственную рабочую группу [https://fishnews.ru/news/46219]. Ее первое заседание состоялось уже в самом конце 2022 года [https://fishnews.ru/news/46265]. По итогам глава ФАР поручил собрать от регионов [https://fishnews.ru/news/46306] предложения по двум направлениям: критерии надлежащего или ненадлежащего исполнения обязательств по договору («критерий добросовестности») и инвестиционных обязательств («критерий инвестиционного нормирования»). В перечне поручений говорится о возможности внесения в дальнейшем таких изменений в примерную форму договора на РЛУ с учетом положений законопроекта об электронных торгах в рыбной отрасли. Это тот самый проект закона, принятие которого тормознули уже перед третьим чтением в связи с опасениями бизнеса, — потом документ решено было доработать [https://fishnews.ru/news/45414].
«Лососевая реформа» не ограничится только социально-экономическими факторами, отмечали в федеральном агентстве. Отраслевой науке была поставлена задача подумать над оптимальным количеством участков для каждого региона и их размещением. В ведомстве обращали внимание, что общая картина должна складываться с учетом не только акваторий для промышленности, но и участков для любительской рыбалки и традиционного промысла коренных малочисленных народов.
Продумывая изменения законодательства по лососевым участкам, очень важно учитывать региональную специфику — это отмечали и практически все выступающие на первом заседании рабочей группы, об этом же в отраслевом сообществе говорят и сейчас. Вплоть до того, что предлагается для каждого региона прописывать свои критерии. Росрыболовство пообещало, что на местах будут проводиться отдельные встречи для проработки проблематики участков.
Что говорят в регионах
В Камчатском крае предлагают после окончания срока действия договоров считать добросовестными пользователей, выполнивших следующие условия: предприятие перерабатывает не менее 50% уловов на берегу, участвует в научном обеспечении путины, борьбе с браконьерством, социальных проектах, рассказал Fishnews министр рыбного хозяйства региона Андрей Здетоветский. В крае поддерживают преимущественное право на перезакрепление участков для добросовестных пользователей, добавил он. К теме планируется вернуться в феврале на заседании краевого рыбохозяйственного совета.
В Хабаровском крае на рассмотрение участников рыбхозсовета были предложены следующие критерии: переработка, обеспечивающая создание постоянных рабочих мест, участие в научном сопровождении промысла, рыбоохране, воспроизводстве лососей, социальных проектах. Присутствовавшие большинством поддержали эти предложения, сообщили в краевом комитете рыбного хозяйства.
Особая ситуация — с Сахалинской областью. Большая часть участков в этом регионе в свое время была предоставлена без конкурсов. Еще один вопрос, который стоит перед регионом, — необходимость выпуска перечня рыболовных участков. С тех пор как создавались участки, правила определения границ РЛУ изменились, и нужно решить, как вписаться в эти требования, чтобы не случилось так, что действующие предприятия остались без акваторий для промысла.
В качестве одного их критериев добросовестности предложено установить обязанность пользователей отобразить границы участков в географических координатах для включения их в перечень (как это предусмотрено действующими правилами), рассказал министр по рыболовству региона Иван Радченко. Помимо этого Росрыболовство должно внести координаты в действующие договоры и снять ограничение на наличие смежной границы между соседними участками.
Далее, по словам министра, предлагается провести конкурсы, учитывая критерии перерабатывающих мощностей заводов, количество рабочих мест. А в качестве еще одного критерия в Сахалинской области предложили наличие лососевых рыбоводных заводов: регион является лидером по лососеводству.
В правила определения границ рыболовных участков готовились изменения — разрабатывался проект постановления правительства [https://fishnews.ru/news/43726]. Это поправки позволили бы снять ряд вопросов по Сахалинской области, отметил президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий региона Максим Козлов. Илья Шестаков поручил обеспечить незамедлительное внесение Минсельхозом в правительство проекта изменений, напомнил руководитель АРСО.
Департамент сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа предложил установить по пять критериев добросовестности для пользователей участков для промышленного лова и любительской рыбалки.
«Добросовестными предложено считать тех пользователей, которые ежегодно показывают уверенный уровень освоения объемов добычи, привлекают рабочую силу из числа местных жителей и не допускают нарушения законодательства о рыболовстве. Для промышленного рыболовства предложили установить специфичный критерий по уровню переработки уловов на собственном заводе, а для любительского рыболовства — это наличие объектов инфраструктуры, созданной для рыбаков-любителей, и доля выданных гражданам путевок, рассчитанная от численности жителей, проживающих в близлежащих населенных пунктах», — сообщила председатель регионального комитета по рыболовству Алена Пиняева.
Руководитель комитета отметила, что в целом в ведомстве считают очень важным, для региона в том числе, этап закрепления за добросовестными пользователями рыболовных участков на новый срок без торгов. Недобросовестных пользователей нужно отсеивать, а добросовестных — поощрять, полагают власти ЧАО.
В департаменте рыбного хозяйства Магаданской области рассказали, что в конце января по участкам прошло совещание с участием представителей отраслевых ассоциаций, науки и рыбоохраны. Здесь призывают быть осторожнее с формулировками.
«Необходимо заменить термин «добросовестный пользователь» в контексте изменений закона о рыболовстве, поскольку предприятия, которые ведут промысел лососей на протяжении многих лет и перерабатывают его на собственных заводах, но не подпадают хотя бы под один из разрабатываемых критериев, автоматически переходят в разряд «недобросовестных», — заявил руководитель департамента Андрей Таболин.
В департаменте также предложили передать решение о продлении договора без конкурсных процедур по установленным критериям на уровень субъектовых комиссий — по аналогии с комиссиями по анадромным. Кроме того, было предложено в закон о рыболовстве внести только общие унифицированные понятия и критерии, а порядки и правила продления договоров предусмотреть подзаконными актами.
Критерии, полагают областные власти, должны учитывать уровень освоения выделяемых объемов и локализацию производства в субъекте с учетом затрат на строительство и модернизацию. Важен и социально-экономический вклад предприятия в развитие региона.
Андрей Таболин также напомнил, что важно учитывать особенности отдаленных районов, где нет дорог и электроснабжения, — в этом случае рыбаки вынуждены использовать судовой способ переработки уловов.
То, что критерии добросовестности федеральный регулятор вдруг будет рассматривать как единый, монолитный, комплекс характеристик, беспокоит не только Магаданскую область. Не получится ли так: если какой-то критерий будет выпадать (например, наличие рыбоводного завода для Хабаровского края — а их там не так много), пользователь не сможет без торгов продлить договор, задается вопросом президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края Сергей Рябченко.
В Координационном совете рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока подчеркнули, что уже заключенные с предприятиями договоры обязательно должны действовать до завершения своего срока.
На Дальневосточный регион, по данным Росрыболовства, приходится 99,5% РЛУ, предоставленных в пользование для промышленного лова. Однако учитывать при выработке регулирования необходимо не только специфику Дальнего Востока: анадромных добывают и в других регионах [https://fishnews.ru/news/46420]. Тем не менее сроки по подготовке законодательных новшеств в Росрыболовстве называли достаточно сжатые: как отмечал глава федерального агентства, законопроект по участкам может быть подготовлен для обсуждения [https://fishnews.ru/news/46246] с другими ведомствами уже за первую половину года.
Маргарита КРЮЧКОВА, Fishnews
Февраль 2023 г.
Добавить комментарий