Приморская краевая программа поддержки рыбного комплекса: к делу подошли с душой, с умом – не получилось
Программа поддержки рыбного хозяйства попала в перечень программ, утвержденных губернатором края для дальнейшего финансирования. Расходы на нее заложат в бюджет уже будущего года. Однако рыбаки опасаются, что деньги так и останутся невостребованными. Ведь представленный накануне проект ЦП их, по меньшей мере, озадачил. С одной стороны, они в голос утверждают о высокой степени проработки документа, о глобальных и необходимых задачах, которые он ставит, но… не решает их с другой стороны, потому что упущены существенные, жизненные, производственные нюансы и обстоятельства, нет четкого и внятного механизма реализации продекларированного.
«Ознакомившись с паспортом программы развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края, появляется чувство, что критика и предложения «снизу» очень правильно восприняты. Это прогресс. Очень правильный анализ состояния аквакультуры сегодня», – говорит директор управляющей компании «Беркут» Виктор Покотилов. Правда, добавляет он, не указаны причины, а, следовательно, и предлагаемые меры развития тяжело связать с устранением их негативного влияния. «Например, ничего не планируется на мероприятия мониторинга среды обитания, на санитарно-эпидимиологические мероприятия. А это очень важные мероприятия для предупреждения эпидемий, реализации зараженной молоди, и т.п.», – считает собеседник. А одно тянет другое. Так, отсутствие механизма мониторинга не позволит хозяйствующим субъектам использовать страхование. «Нет мероприятий по заполнению правового вакуума на уровне власти субъекта федерации», – добавляет он.
«Очень хотелось бы понять механизмы реализации программы, к сожалению, в паспорте о них нет информации. Достижение весьма реальных показателей без осознания эффективности таких механизмов может стать профанацией. Но в целом программа уже шаг вперед в понимании проблематики и является попыткой преодоления этих проблем», – заключил Виктор Покотилов.
«Новая программа является очень удобным объектом для критики. Когда ее читаешь, создается впечатление, что студенту нужно было написать реферат на 100 страниц, а материала было на 20. Кроме этого, в программе присутствуют ненавистные для каждого реального производственника слова вроде «инновация», «модернизация» и «международная интеграция». Однако подобную критику я предлагаю оставить экспертам, которых в последнее время очень много развелось применительно к рыбохозяйственному комплексу. Те, кто реально занимаются производством и собираются участвовать в программе должны сосредоточить свою критику на принципиальных моментах», – призывает генеральный директор ОАО «Южморрыбфлот» (основного получателя субсидий по прошлой программе поддержки рыбкомплекса) Александр Ефремов.
«Лично я ни в инновации, ни в кластеры не верю, но если найдутся люди, которые все, что написано в программе, действительно начнут выполнять, то наша компания готова предоставить таким людям площадку для экспериментов по всем направлениям программы и оказывать реальное содействие», – отметил собеседник.
Какие же принципиальные моменты нужно изменить в программе?
Самый большой риск, по мнению Александра Ефремова, кроется в принципах распределения субсидий. Часть средств планируют распределять как компенсацию затрат на строительство рыборазводных заводов и покупку нового оборудования. «На мой взгляд, нужно не компенсировать 30% стоимости заводов и оборудования, а платить за конечный результат. Основная цель программы – это увеличение продукции с высокой степенью переработки. Вот и нужно платить тому, кто в состоянии предъявить конечный результат – продукцию», – считает он. Ведь заводы и оборудование – это не продукция, это подготовка к выпуску продукции, а выпуска может и не быть. Завод может стоять и не работать. Примеров таких современных и дорогих заводов на территории Приморского края достаточно. «Это нормальный предпринимательский риск, когда ты что-то построил, а запустить не смог, но теперь государство зачем-то решило в это риске поучаствовать и закопать 30% государственных средств. Если производитель нашел 70% средств для строительства завода или покупки оборудования, то и оставшиеся 30% он уж, поверьте, тоже найдет, это не станет препятствием для осуществления проекта. А вот когда государство компенсирует 30% затрат, это неизбежно вызовет интерес мошенников. При таком механизме распределения субсидий есть соблазн купить за 100 рублей, то, что стоит 10, получить от государства 30 в виде компенсации и закончить на этом всю модернизацию», – замечает Александр Ефремов.
Второй принципиальный момент это распределение средств по подпрограммам. Если сложить средства краевого и федерального бюджета, то на аквакультуру планируется потратить 47% всех средств, на рыбопереработку – 36% и 17% – на все остальное. По мнению Ефремова, такое распределение средств между переработкой и аквакультурой очевидно несправедливо. «Как человек, занимающийся и тем, и другим, делаю прогноз что, будет неосвоение бюджета по аквакультуре и нехватка средств по переработке». Переработке уже есть что предъявить, а аквакультуре по сути нечего, даже закона нет. «Производство аквакультуры планируют довести до 13 тысяч тонн в 2017 году, а переработку до 793 тысяч тонн, что больше в 61 раз. Почему же денег на поддержку переработки выделяется меньше? Стоимость оборудования для рыбопереработки намного выше стоимости оборудования для аквакультуры. Сейчас государство ставит задачу переработки всего минтая в России. Это очень большие объемы, которые потребует огромных инвестиций в заводы, оборудование и людей. Основные средства программы нужно направить именно в развитие переработки, если мы хотим, чтобы Приморский край занял здесь достойные позиции, для чего все предпосылки есть», – полагает предприниматель.
Применительно к рыбопереработке проект программы предусматривает возмещение части затрат на производство и реализацию продукции из водных биоресурсов по ставкам за 1 кг. «Пока не понятно, какие будут ставки за 1 кг выпущенной продукции, и какой будет ее перечень. В прежние годы на этот счет было много споров, которых в периоды действия новой программы можно избежать. В проекте программы уже задан единообразный принцип возмещения затрат по строительству рыборазводных заводов, покупке оборудования и продукции аква- и марикультуры – компенсация 30% затрат. Имеет смысл использовать аналогичный подход и для компенсации затрат по продукции рыбопереработки, что будет прозрачно и системно. Кроме этого по аквакультуре предлагается компенсировать 30% затрат по страхованию. Справедливо будет распространить эту практику и на рыбоперерабатывающий комплекс», – уверен бизнесмен.
Отметим, это уже не первый вариант проекта программы. И каждый последующий предпринимателей не перестает удивлять. «На этот раз я с удивлением обнаружил, что в последнем варианте исчез 41 миллион рублей, предназначенный для выплаты субсидий по итогам 4-го квартала 2012 года. Это техническая особенность всех аналогичных программ, при которой выплаты по последнему периоду действия программы в текущем году происходят за счет бюджета следующего года. Мы уже говорили, что новая программа продолжает и развивает, то, что было заложено ее предшественницей и хотелось бы, чтобы преемственность в этом аспекте тоже была соблюдена», – справедливо считает Александр Ефремов.
Есть в программе и моменты, которым не уделено должного внимания, считают участники бизнес-сообщества. «Цель программы – это расширение производства и реализации конкурентоспособной российской рыбо- и морепродукции высокой степени переработки. Одним из основных способов добиться этой цели призвана служить модернизация. Вместе с тем модернизация по определению ведет к снижению занятых в производстве», – отмечает Александр Ефремов. Сейчас одной из самых серьезных проблем является отток населения с Дальнего Востока. Государство вкладывает огромные средства, чтобы остановить данный процесс и создать стимулы для жизни и работы на Дальнем Востоке. «Программа не ставит перед собой цель удержания людей, но противоречить государственным задачам она тоже не должна. Стимулировать создание рабочих мест можно, компенсируя налоги с фонда оплаты труда в части прироста среднесписочной численности сотрудников предприятий-участников программы. Это не приведет к дополнительным расходам федерального бюджета и будет служить ярким примером государственно-частного партнерства при решении настоящих геополитических задач», – считает собеседник.
Второй момент, которому необходимо уделить внимание в программе, это рыбодобыча, точнее – откуда берется рыба, и не требуется ли помощь государства в этой области. Посмотрите на прибрежное рыболовство, которое сейчас в Приморском крае находится в очень плачевном состоянии. «А ведь это колоссальный резерв для развития всего рыбохозяйственного комплекса. Это возможность создания тысяч рабочих мест, начиная со строительства флота, продолжая работой в море, перевалкой, переработкой, хранением на берегу и заканчивая реализацией продукции на рынках. Страны-лидеры по вылову морских биоресурсов очень активно развивают прибрежку, которая дает существенную добавку к общему вылову. Остается надеяться, что работа над программой не остановится и новые подпрограммы будут покрывать весь спектр того, что мы называем рыбохозяйственным комплексом», – высказал пожелание предприниматель.
Впрочем, бизнесмены понимают, что программа государственной поддержки это хоть и хорошо, но отнюдь не единственное. На этом нельзя останавливаться. «Не нужно думать, что современный конкурентный рыбохозяйственный комплекс можно создать одним вливанием субсидий. Нужно бороться с излишним контролем и давлением на бизнес, поощрять конкуренцию и создавать равные и справедливые условия работы», – заключил Александр Ефремов.
Ксения ПИСАРЕВА, газета «Fishnews Дайджест»
Ноябрь 2012. г.
Добавить комментарий