Технологии на службе гражданского флота
Проблема экстренного импортозамещения, которая возникла перед заказчиками рыбопромысловых судов весной прошлого года, резко повысила интерес к отечественным разработкам морской техники. Оказалось, что по многим направлениям, если оставить за скобками вопрос мощных судовых двигателей, у российских производителей есть более чем достойные решения. В конце концов без приборов навигации и связи, управления и энергораспределения, сотен датчиков, переключателей и контроллеров, образующих нервную систему современного судна, оно будет слепым, глухим и не сможет ни передвигаться, ни подчиняться командам, ни вести промысел.
«Глаза» и «уши» корабля
По данным Минпромторга, в прошлом году на российских верфях в разных стадиях строительства находилось более 70 рыболовных и краболовных судов — и это только те, что привязаны к инвестквотам. После девятого вала санкций рыбопромышленники массово столкнулись с необходимостью срочно корректировать проекты и заменять значительную часть комплектующих и судового оборудования, которые до этого предполагалось закупить у зарубежных производителей. Неудивительно, что в сентябре на выставке Seafood Expo Russia [https://fishnews.ru/events/247] в Санкт-Петербурге компании, предлагающие адекватные аналоги импортной «запрещенке», не могли пожаловаться на отсутствие внимания со стороны рыбаков.
«Мы не ожидали, что к нашим предложениям будет такой интерес и на стенде, и в рамках круглого стола, организованного Корпорацией морского приборостроения (КМП), в состав которой входит и наша компания», — говорит директор направления автоматизации судов и сервиса концерна «НПО “Аврора” [https://www.avrorasystems.com/ru/?erid=Pb3XmBtzt3YPPNKHGT9HRh3w9SkbpoVhJgN7tB2]» Игорь Бондаренко.
На выставочной площадке «Аврора» впервые представила прототип ходовой рубки для рыболовного судна — пульт управления, укомплектованный оборудованием для навигации и связи, с информационной видеопанелью. Концепция комплекса была разработана совместно с глобальным лидером в этой области компанией Furuno, а реализовал ее концерн своими силами на производственных мощностях в Северной столице. Основная часть оборудования создана непосредственно на «Авроре» или на других предприятиях, входящих в состав КМП, что позволило довести уровень локализации до 80%.
Сотрудничество с Furuno концерн развивает уже несколько лет. Соглашение предусматривало постепенную локализацию радионавигационного оборудования с выпуском части изделий в цехах «Авроры». На выставке «Нева — 2021» партнеры представили общий проект радиолокационной станции, полностью произведенной в России. В прошлом году эти планы пришлось изменить, но благодаря программе субсидирования по линии Минпромторга концерн продолжит работу по импортозамещению и постарается ее ускорить.
Сила под контролем
Системы управления — другое профильное направление концерна. Идет ли речь об интегрированных системах управления техническими средствами, контролирующих функционирование и жизнеобеспечение всего судна, или о локальных системах управления, например, рулевыми машинами либо дизель-генераторами. Аналогичные системы командуют и главными двигателями, правда, пока только отечественными, с которыми поставляются в комплекте. Впрочем, специалисты «Авроры» намекают, что готовы, если потребуется, найти подход и к зарубежным агрегатам.
«У нас сейчас много обращений по поводу модернизации оборудования. Мы ездим на действующие суда, проводим осмотры и, в принципе, можем провести в некоторых случаях реинжиниринг программного обеспечения, — отмечает директор научно-производственного центра «Автоматизация гражданских судов» Роман Петров, подразделение которого отвечает за сугубо мирный сегмент бизнеса «Авроры». — Это не означает, что мы приедем и резко всё переустановим. Нужно время, чтобы разобраться, изучить алгоритмы работы, и только потом что-то менять. Заранее обещать ничего не можем. Где-то мы готовы взяться сразу, а где-то — вести обслуживание с постепенной заменой».
Уникальным для российского рынка продуктом концерна является система управления движением и динамическим позиционированием. «Сейчас очень много заявок на изготовление этих систем. Они наша фишка, потому что зарубежные производители полностью ушли, а без системы динамического позиционирования, например, шельфовая «нефтянка» просто не сможет работать. Необходима эта система и научно-исследовательским судам. В настоящее время «Аврора» является одним из разработчиков систем динамического позиционирования», — говорит Роман Петров.
Еще один конек «Авроры» — электрооборудование: в производственных помещениях концерна собирают десятки главных и вторичных распределительных щитов. Заказчик получает автоматизированную интеллектуальную систему, которая позволяет управлять мощностью питания, распределять электроэнергию по потребителям — любым узлам и устройствам судна, а также выполняет функции защиты.
Концерн нередко выступает в роли интегратора, причем не сторонних устройств, а собственных. «Мы готовы сделать комплексную поставку оборудования и отвечать уже не за отдельные узлы, а за работу системы в целом», — уточняет директор гражданского направления «Авроры». Поскольку практически всё оборудование имеет сертификаты, подтверждающие страну происхождения, такой подход позволяет набрать максимальное количество баллов — если это требуется для выполнения условий по локализации судна.
Коммерческие заказы — в приоритете
Хотя история НПО насчитывает более полувека, направление приборостроения для гражданских нужд гораздо моложе. Тем не менее за последние 10–12 лет «Аврора» реализовала целый ряд крупных проектов, поставляя свою продукцию для ледокольного флота, буровых платформ, вспомогательных и технических судов и даже плавучей атомной станции. Концерн также развивает экспортные операции. Параллельно шла активная модернизация и перевооружение производственных мощностей.
Сейчас условная «гражданская» продукция обеспечивает порядка 30% оборота компании. Развитие этого сегмента — стратегическая задача, которую ставит как руководство «Авроры», так и КМП. Цель — довести уровень гражданских заказов к 2030 году до 50%.
В прошлом году по понятным причинам интерес к продукции концерна резко вырос, и не только среди рыбаков. «У нас действительно есть шанс освоить новые ниши, но, по моим ощущениям, запас времени для этого не такой большой. Думаю, в нашем распоряжении не более двух-трех лет, когда будет возможность выйти на этот рынок со своими изделиями», — рассуждает Игорь Бондаренко.
По его словам, «Аврора» уже включилась в процесс перепроектирования, в котором участвуют рыбопромышленные компании, разместившие заказы на российских верфях. Компания активно работает с проектантами, например ПКБ «Петробалт», а в ряде проектов готова оказать содействие конструкторам на безвозмездной основе — в виде помощи при разработке техпроекта или его реализации. Для более близкого знакомства с рыбаками, инициированного на Seafood Expo Russia, руководство концерна планирует летом посетить рыбопромышленные, судостроительные и судоремонтные предприятия в дальневосточных регионах.
«У нас есть ряд идей. Мы хотели бы ориентировочно в июне побывать на Дальнем Востоке с посещением наших потенциальных заказчиков. Чтобы расширить знакомство с потенциальными партнерами и себя представить, определенным образом позиционировать», — делится планами Игорь Бондаренко.
По правилам рынка
Многолетний опыт работы с коммерческими заявками позволил «Авроре» отойти от свойственных многим предприятиям отрасли лекал взаимодействия с заказчиком в лице государства. Именно поэтому гражданский сегмент ее бизнеса максимально обособлен от «военки» и структурно, и даже территориально: производство и администрация вынесены в отдельный комплекс в другом районе города. Это отражается на ценовой политике компании, сроках исполнения заказов и гарантийных обязательств.
«Мы исходим из того, что у заказчика есть требования, он всегда прав, и мы максимально учитываем эти запросы. Мы хорошо понимаем, что есть Минобороны, а есть гражданский рынок. И не может изделие для гражданского рынка стоить на уровне цены для гособоронзаказа, потому что там и требования другие. У нас достаточно компетенций, чтобы адаптировать ту или иную продукцию для гражданских целей и при этом снизить ее стоимость», — отмечает Роман Петров.
По его словам, у «Авроры» есть опыт работы с импортным оборудованием и подготовки технических заданий с учетом будущей цены изделий. «Концерн должен делать конкурентную продукцию, поэтому мы формируем прайс на основе рыночной стоимости, — акцентирует внимание директор подразделения. — Соответственно, под эту цену будет разрабатываться и изготавливаться продукция с учетом всех требований к гражданским судам».
У оборонного происхождения есть и свои преимущества. Например, возможность использовать для тестирования продукции разнообразные испытательные стенды. Доступны практически все виды испытаний. На предприятии выполняют тесты не только для себя и коллег из других организаций в структуре КМП, но и для сторонних предприятий. На нагрузки, качения, водозащищенность, пробои, удар, виброустойчивость, повышение и понижение температуры — всё, что требуется для подтверждения качества изделий.
С пониманием в концерне относятся и к пожеланиям клиентов по послепродажному обслуживанию, подчеркивая, что задача производителя — обеспечить полный жизненный цикл разработанного и изготовленного оборудования. «Для заказчиков, особенно зарубежных, крайне важно не чувствовать, что они остались один на один с нашей техникой во время эксплуатации. Мы подтверждаем, что на протяжении всего жизненного цикла нашей продукции будем находиться рядом и в случае необходимости оказывать соответствующую помощь. Она включает ремонт и модернизацию, сервис и гарантийные обязательства, даже утилизацию», — подчеркивает Игорь Бондаренко.
С 2008 года у «Авроры» создана сеть обособленных подразделений в регионах, изначально рассчитанных на обслуживание судов ВМФ. Однако со временем они расширили сферу своей деятельности и теперь могут оказывать содействие гражданским судам, в частности, выполнять сервисные операции, обеспечение, ремонтные работы, восстановление модулей. Такие подразделения работают в Северодвинске (Архангельская область), Мурманской области, Калининграде и Севастополе. Есть у концерна база и на Дальнем Востоке.
В процессе обсуждения находится идея создать еще одно подразделение, которое будет обслуживать исключительно гражданскую морскую технику. Кроме того, «Аврора» предлагает своим клиентам систему удаленного обслуживания, которая позволяет осуществлять дистанционную диагностику оборудования и давать рекомендации по замене без выезда специалиста. Она прошла тестирование на ледоколе.
«Мы можем предложить услуги по предоставлению сервера, где будет храниться информация обо всех ошибках устройств и осуществляться их анализ. В принципе можем даже подключить систему технического обслуживания, которая будет выдавать ЗИП по мере надобности и всё восстанавливать, — перечисляет дополнительные опции Роман Петров. — Но, учитывая, что мы поставляем достаточно мощный ЗИП, он обычно позволяет устранить любую неисправность. К тому же всё оборудование, например интегрированная система технических средств, дублировано, то есть фактически безотказно. Это означает, что выход из строя одного элемента не повлияет на работу системы в целом, она продолжит функционировать».
Однако главным преимуществом своего оборудования специалисты «Авроры» считают неуязвимость перед санкциями. Отечественное происхождение техники снимает и гипотетические проблемы с комплектующими, которые не смогут повлиять на обеспечение работоспособности системы на протяжении ее жизненного цикла.
Василий МОРГАЧЕВ
, журнал «Fishnews — Новости рыболовства»
Апрель 2023 г.
На правах рекламы
Добавить комментарий