Лососевый «дебют» состоялся на Шкотовке
В Приморском крае филиал Главрыбвода впервые отправил молодь кеты в реку Шкотовка — почти 1,7 млн сеголетков. Новый мобильный цех позволит проводить компенсационные выпуски и восстанавливать местное стадо лосося.
Первый «выпускной»
Временный мобильный рыбоводный цех (ВМРЦ) Большекаменского отдела Приморского филиала Главрыбвода начали строить на Шкотовке в конце 2021 г. Запустили предприятие уже осенью прошлого года — специалисты наловили производителей и заложили икру. Личинки проклевывались с декабря по февраль, их переселили в специально выкопанный пруд на доращивание, рассказывает корреспонденту Fishnews начальник отдела аквакультуры Кира Молибога.
[img:/_img/inline/ef591a65-943a-4e24-b0cf-4330a636bc77.jpg]
Легальный промысел на реке не ведется, но осенью заходящую на нерест кету активно облавливают браконьеры, подвергая популяцию серьезному прессу. По данным государственного мониторинга, за последние 15 лет популяция вошла в депрессивную стадию, с каждым годом запасы существенно уменьшаются. Планируется, что исправить ситуацию поможет искусственное воспроизводство. Это как выпуски по государственному заданию, так и компенсационные — на Шкотовке работает и строится много предприятий, которые заказывают зарыбления для восполнения нанесенного природе ущерба.
Смолт планировалось выпускать стандартной навеской 0,6 г, но оказалось, что рыбки набрали гораздо больше. В среднем они весят 0,87 г, отмечает Светлана Соловьева — инженер первой категории ВМРЦ.
Примечательно, что корма филиал использует местного производства, от предприятий региона. А иногда сеголетки добывают перекус сами — они на моих глазах подпрыгивают у поверхности, хватая поденок и других мелких насекомых.
К цеху прибывают специалисты Тихоокеанского филиала ВНИРО, Приморского теруправления Росрыболовства, районное начальство. Немного рыбок консервируют для анализа. В лаборатории молодь проверят на ряд показателей и подготовят отчет по оценке деятельности цеха, объясняет ведущий научный сотрудник отдела организации, планирования и координации исследований в области аквакультуры ТИНРО Вера Валова.
Молодь кормят казенным обедом в последний раз. А потом, наконец, разрезают шандоры — перегородку, отделяющую пруд от канала в Шкотовку. На вольные хлеба сеголетки не особо стремятся — привыкли к родному водоему. Но постепенно смолт начинает вымываться течением. Рыбоводы говорят, что все их подопечные уплывут в реку за два-три дня, а еще за несколько дней скатятся до устья.
[img:/_img/inline/f1260881-668c-419e-ada9-6779431ef2ed.jpg]
Путь будет нелегким: маленькую кету уже поджидают сима, гольян, чайки, зимородки и другие хищные рыбы и птицы. Но даже если в Шкотовку вернется 1% выпущенного лосося, это будет весомое пополнение стада.
В помощь природе
«В крае порядка 20 тыс. рек, которые считаются нерестовыми для лосося, — обращает внимание заместитель начальника учреждения — руководитель Приморского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Александр Равич. — При этом основных ареалов красной рыбы осталось два: реки севернее Тернейского района и Хасанский район, где искусственно поддерживается популяция. Исследования показали, что в остальных реках, например, в Шкотовке, стада находятся в депрессивном состоянии. Это значит, что стаду остается жить 4-8 лет — один-два цикла возврата».
[img:/_img/inline/a06c9808-1792-46ae-a7d4-d989ab83d2a6.jpg]
Один из способов решения проблемы — мобильные временные цеха. Кроме ВМРЦ на Шкотовке, похожий работает в Тернее. Также в планах Главрыбвода поставить такие предприятия на реках Ольга и Партизанская.
В дикой природе в мальков превращается менее 60-80% отложенных икринок лосося (в зависимости от погодных условий и других факторов). В рыбоводных цехах этот показатель составляет 85-90%.
Мощность шкотовского цеха сейчас — 2 млн сеголетков кеты. Эти объемы можно увеличить, если приобрести больше инкубационных аппаратов. Такие ВМРЦ обычно проектируются под 6 млн экземпляров, отмечает собеседник Fishnews. По его словам, пруд тоже можно расширить в случае необходимости. Планируется, что предприятие на Шкотовке будет работать минимум 12 лет — три цикла жизни лосося.
[img:/_img/inline/afa3885f-7a55-4f81-8bf9-69ca13b12e4f.jpg]
«В регионе ведется очень серьезное строительство, в том числе на море, на водоемах — возводятся мосты, переходы и прочие объекты. Эта работа затрагивает водные биоресурсы, наносит им ущерб. Для компенсации ущерба мы должны выпускать молодь кеты (этот вид сейчас на первом месте в специальном рейтинге). Кроме того, такими зарыблениями мы увеличиваем государственный ресурс — лососевые запасы», — подчеркивает Александр Равич.
Так что создание таких цехов — хорошее подспорье для природы, для естественного нереста, для возрождения популяций приморского лосося, резюмирует руководитель филиала.
Рыбоохраной и просвещением
Главной проблемой все же остаются не стройки, а отношение общественности: люди привыкли добывать лосось беспрепятственно и безнаказанно. А реки, на которых работает Главрыбвод, находятся под особой защитой. «На забойных пунктах дежурят стационарные посты рыбоохраны, также мы нанимаем частное охранное предприятие, которое охраняет как производственные цеха, так и забойные пункты. Кроме того, для рыбоохранных мероприятий совместно с Приморским теруправлением Росрыболовства используем беспилотные летательные аппараты. Очень тесно взаимодействуем с пограничниками, МВД, ФСБ, линейными управлениями внутренних дел на транспорте…», — рассказывает Александр Равич.
Типичная реакция местных жителей: «Всю жизнь здесь ловили, а теперь не дают!» По словам руководителя филиала, жалобами заваливают администрацию района, направляют обращения и в правительство края.
Некоторые вредят рыбоводам самостоятельно, например, ломают садки, в которых выдерживают лососей для закладки икры. В Тернейском районе пускают по рекам бревна, чтобы снести так называемые переставы — заграждения для контроля пропуска производителей на нерест. Возле Хасана оборудование часто режут водолазы.
[img:/_img/inline/5829cb48-d827-481d-b469-a9dc5fa21061.jpg]
«Разбираемся, пишем письма, посылаем фото, снимки, акты, протоколы на браконьеров. На сегодняшний день по Шкотовскому и Тернейскому районам, где мы поставили цеха, понимание достигнуто», — отмечает Александр Равич.
Совокупно нынешние мощности Приморского рыбвода позволяют ежегодно выпускать примерно 46,5 млн штук лососевой молоди. Однако из-за того, что большинство рек протекает через населенные пункты или вблизи них, у рыбоводов возникают сложности с отловом производителей. «Поэтому у нас и происходят трения с общественностью: мы стараемся сохранить производителя, а они стараются поймать его и съесть», — констатирует Александр Равич.
Он подчеркивает, что просветительскую работу с населением в крае ведут все профильные организации и ведомства: Главрыбвод, теруправление Росрыболовства, ТИНРО, региональное агентство по рыболовству, нацпарк «Земля леопарда». Но пока «холодильник побеждает».
Однако сдаваться рыбоводы не собираются. В октябре цех примет на инкубацию новую партию икры, а в мае будущего года по Шкотовке вновь скатятся кетовые сеголетки.
[img:/_img/inline/c78e881f-cabf-4dad-859c-6bc747630c44.jpg]
Алексей СЕРЕДА, Fishnews
Май 2023 г.
Добавить комментарий