Низкие цены на рыбу можно спланировать
Вопрос завоза доступной дальневосточной рыбы в центральную Россию государство не должно решать прямым регулированием. Эффективнее создать благоприятную конкурентную среду и систему для саморегулирования, полагает гендиректор ОАО «Южморрыбфлот» Александр Ефремов.
По словам руководителя рыбопромышленного предприятия, на современном этапе развития экономики правительству не к лицу брать на себя социальную функцию по распределению продуктов питания среди населения страны в ручном режиме – «у нас все-таки не карточная система». «Объявили экономику рыночной? Значит, надо последовательно к этому идти, создавая соответствующие условия для развития этого рынка, систему его стимулирования», – поделился мнением с РИА Fishnews.ru гендиректор «Южморрыбфлота».
Чтобы доказать, как в России не работает основной рыночный механизм в виде ограничения монополии, Александр Ефремов привел пример регулирования железнодорожных перевозок:
- Два раза в год ОАО РЖД в интересах своей дочерней структуры ОАО «Рефсервис» изменяет условия перевозки скоропортящихся грузов, к которым относится вся рыбопродукция. Причем даты введения этого режима каждый год разные, а в некоторые годы эти условия вообще не применяются по определенным видам подвижного состава. По моим оценкам только этот один факт приводит к удорожанию доставки рыбопродукции в центральные регионы России минимум на два рубля с килограмма, что соответственно ведет к значительному удорожанию рыбопродукции у конечного потребителя. И это минимум, без учета наценки всех участников товаропроводящей цепочки, которым они компенсируют непредсказуемости правил перевозки. Происходит это за счет неплановости взаимодействия всех участников цепочки товародвижения рыбопродукции, – сообщил он.
Как следствие, производитель принимает самое простое и предсказуемое решение – продать все в Китай, где затраты и условия известны заранее.
В России с перевозчиком пока договориться куда сложнее. По словам Александра Ефремова, производители рыбопродукции уже неоднократно предлагали ОАО «Рефсервис» очевидное решение проблемы перевозок – спланировать в течение года грузопоток консервной продукции, выпуск которой не особо привязан к сезонам путин. «Мы позволяем железнодорожному перевозчику планово загрузить на весь год свой подвижной состав, но хотим получить за это предсказуемые цены с дисконтом за объем и плановость загрузки, которая в свою очередь позволит «Рефсервису» увеличить эффективность грузооборота подвижного состава и гарантировать себе рентабельность круглый год», – пояснил рыбопромышленник. Однако до сих пор этот график не согласован.
- Причин несколько. Первая – заинтересованность получить максимальный доход в пик сезона, когда возникнет возможность максимально повысить тарифы на перевозку за счет негласного ценового сговора. Вторая – ОАО «Рефсервис» не может быть уверен в плановости подачи порожнего подвижного состава со стороны ОАО РЖД. Только на примере нашей компании задержка по поставке порожного подвижного составила около 100 суток за последние полгода, – пояснил руководитель «Южморрыбфлота».
Однако при этом собеседник информагентства уверен – государству не нужно давить на цены: «Нужно создавать балогодатную конкурентную среду, систему для саморегулирования. Она должна быть насыщена, избыточна. Чем выше будет конкуренция, тем сильнее будет корреляция цен, в том числе и на первичном потребительском рынке».
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий