ВАС разъяснит вопрос со статусом рыбопродукции для таможенных целей
Президиум Высшего арбитражного суда рассмотрит вопрос о статусе продукции морского промысла, добытой российскими судами в исключительной экономзоне РФ, для целей таможенного администрирования. В заседании примет участие представитель профильной комиссии РСПП.
В Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре рассмотрен проект постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства».
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, в соответствии с пунктом 15 проекта постановления установлено: «При рассмотрении споров, касающихся вопроса об определении для целей таможенного администрирования статуса продукции морского промысла, выловленной российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, судам следует учитывать, что для таможенных целей одним из критериев отнесения товара к товарам таможенного союза согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС является нахождение товаров на таможенной территории таможенного союза, включающей, в частности, территорию Российской Федерации, а также то, что процесс производства полностью осуществляется на территориях государств – членов таможенного союза. Поскольку исключительная экономическая зона Российской Федерации не относится к территории РФ, для целей таможенного администрирования продукция морского промысла, выловленная российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, имеет статус иностранного товара, а значит, такая продукция может быть помещена в соответствии со статьей 215 ТК ТС под таможенную процедуру таможенного транзита или реэкспорта и должна перевозиться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Однако на рассмотрение Президиума ВАС внесена и альтернативная редакция указанного пункта. Ее авторы – ФТС и ФНС – предлагают следующее толкование: «При рассмотрении споров, касающихся вопроса об определении для целей таможенного администрирования статуса продукции морского промысла, выловленной российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, судам следует учитывать, что согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 4 ТК ТС товарами таможенного союза признаются товары, которые в частности находятся на территории таможенного союза и полностью произведены на территориях государств – членов таможенного союза. Несмотря на то, что исключительная экономическая зона Российской Федерации не является территорией Российской Федерации, в силу статьи 5 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ» Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию в исключительной экономической зоне в целях разработки и управления водными биоресурсами. При этом по смыслу подпункта 1 статьи 6 и части 1 статьи 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные ресурсы, находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации, являются собственностью РФ. Следовательно, продукция морского промысла, выловленная российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, является товаром, произведенным на территории РФ, а значит и товаром таможенного союза. Кроме того, в силу подпунктов 6 и 7 пункта 2 Правил определения страны происхождения товаров, приведенных в приложении к Соглашению от 25.01.2008 «О единых правилах определения страны происхождения товаров», товарами, полностью произведенными в данной стране, может считаться, в частности, продукция морского промысла, полученная судном данной страны, а также продукция, произведенная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, полученной этим судном. Следовательно, для целей таможенного администрирования продукция морского промысла, выловленная российскими судами в исключительной экономической зоне Российской Федерации, имеет статус товара таможенного союза, а значит, такая продукция не может быть помещена под таможенную процедуру таможенного транзита или реэкспорта и в случае вывоза ее с территории Российской Федерации должна перевозиться по таможенной территории таможенного союза с применением таможенной процедуры экспорта при условии уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Члены Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре путем заочного голосования поддержали первую редакцию пункта 15. Президент союза Александр Шохин поручил представителю комиссии выступить от имени РСПП по данному вопросу на заседании президиума Высшего арбитражного суда 28 марта.
Как сообщили в Управлении корпоративных отношений и правового обеспечения Российского союза промышленников и предпринимателей, «есть сложившаяся практика, в соответствии с которой представитель РСПП обязательно участвует во всех заседаниях президиума ВАС. В зависимости от тематики и решений рабочих органов союза в каждом конкретном случае определяется наиболее компетентный в указанном вопросе специалист». Учитывая, что в случае с проектом постановления «О некоторых вопросах применения таможенного законодательства» инициатором участия РСПП в заседании Президиума ВАС была «рыбная» комиссия, скорее всего, представлять союз в Высшем арбитражном суде будет ее председатель Герман Зверев. Тем более что в 21 марта его избрали еще и членом правления РСПП».
По словам Германа Зверева, решение о кандидатуре представителя Российского союза промышленников и предпринимателей на заседании президиума ВАС будет принято во вторник.
РИА Fishnews.ru
Добавить комментарий