Причалы должны использоваться эффективно
До сих пор не все арендаторы гидротехнических сооружений в морских рыбных портах готовы работать в рыночных условиях, отмечают в руководстве ФГУП «Нацрыбресурс». Чтобы сэкономить на аренде или прибрать к рукам госимущество, в ход идут различные уловки и рычаги давления.
В портах Дальнего Востока нередки случаи, когда коммерческие компании, созданные путем преобразования государственных предприятий, пытаются приватизировать находящееся в государственной собственности имущество, используемое по договору аренды. Свои действия они объясняют необходимостью «консолидации имущественного комплекса, которым госпредприятие располагало ранее». И порой из-за нестыковки законодательства о морских портах и приватизации добиваются успеха в судах и становятся владельцами объектов, вдобавок ко всему заплатив государству сумму намного меньше их реальной стоимости.
Особую тревогу вызывает правоприменительная практика, сложившаяся в отношении гидротехнических сооружений, используемых для обслуживания судов рыбопромыслового флота. По сути происходит попытка отчуждения госимущества в регионах. Нередко бизнес-структуры пытаются воздействовать на государство через рыбаков, формируя общественное мнение и создавая себе имидж защитников рыбной отрасли. Как ни странно, в первую очередь такие шаги предпринимают не те предприятия, для кого перевалка рыбопродукции является приоритетным направлением, а те, кто планирует перепрофилировать рыбные причалы под различные генеральные грузы. При этом совершенно игнорируется тот факт, что законом запрещена приватизация портовых гидротехнических сооружений, находящихся в государственной собственности, вне зависимости от специфики деятельности предприятий, на балансе которых находились данные объекты.
«К сожалению, в законе о морских портах ничего не сказано о целевом назначении гидросооружений, и мы не можем обязать, например, коммерческую организацию, которая использует эти причалы в своей деятельности, заниматься перевалкой рыбопродукции. И если завтра они решат 100% причальной линии использовать под перевалку других видов грузов, то мы не имеем возможности как-либо ограничить их в этом», – прокомментировал ситуацию корреспонденту Fishnews генеральный директор ФГУП «Нацрыбресурс» Станислав Стандрик.
Претензии возникают и у компаний, эксплуатирующих причалы в рыбных портах на основе договоров аренды. Последние годы «Нацрыбресурс» вел на Дальнем Востоке планомерную работу по учету и оформлению имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в том числе по поручению Росимущества и Счетной палаты была проведена переоценка договоров с арендаторами. В результате выяснилось, что многие из них не пересматривались десятилетиями, а в ряде случаев суммы годовых платежей не покрывали даже налога на имущества, подлежащего уплате по данным объектам.
«Сейчас пришел момент, когда у многих арендаторов закончились текущие договоры аренды, а новые условия устраивают не всех. Кому понравится, когда ты платил десятилетия одни деньги, а теперь нужно платить совсем другие. В общем-то, в этом нет ничего страшного, в российском законодательстве это называется «спором хозяйствующих субъектов», это часть нормального процесса. При Федеральном агентстве по рыболовству создана рабочая группа, идет работа с арендаторами, многие, получив разъяснения, снимают возражения», – сообщил руководитель ФГУП «Нацрыбресурс».
Он подчеркнул, что деятельность предприятия как правообладателя федерального имущества в этом отношении жестко регламентирована и направлена на эффективное использование имущества: причалы должны приносить доход государству. Головной орган – Росимущество – согласовывает отчеты о независимой оценке стоимости объектов, утверждает условия договора, который должен быть заключен с арендатором. Поэтому ФГУП «Нацрыбресурс» не имеет полномочий менять условия договора, как бы того ни хотелось структурам, которые арендуют гидросооружения или пользуются ими на иных основаниях.
«На самом деле ничего другого, кроме как наведения порядка и повышения эффективности от эксплуатации государственного имущества, не происходит. У нас идет нормальная живая полемика со всеми арендаторами, с владельцами портовых территорий, терминалов, которые арендуют или используют причальные гидросооружения в Приморском крае», – отметил Станислав Стандрик. Аналогичной работой, но в куда больших масштабах, уже давно занимается Росморпорт, где также не раз сталкивались с возмущением арендаторов и арбитражными разбирательствами, но в итоге бизнес принял цивилизованные правила игры.
По словам Станислава Стандрика, бывают и более серьезные вопросы, когда коммерческие компании распоряжаются госимуществом таким образом, что ему наносится невосполнимый ущерб. Это происходит, когда арендаторы годами не осуществляют должный ремонт гидротехнических сооружений, и тем самым нарушаются условия договоров аренды государственного имущества, а причалам наносится ущерб от ненадлежащей эксплуатации. «Мы, в таком случае, требуем возврата этого имущества государству, приводим его в надлежащее техническое состояние и потом либо повторно готовим к конкурсу, либо планируем эксплуатировать его самостоятельно. Но это единичные случаи, я всегда ратую за то, чтобы гидросооружения использовались по целевому назначению и максимально эффективно», – заявил гендиректор ФГУП «Нацрыбресурс».
Fishnews
Добавить комментарий