В РОССИИ ПОЯВИТСЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ РЫБОЛОВНОГО СУДОСТРОЕНИЯ
В ходе визита на Камчатку Председатель Правительства России Владимир Путин провел в Петропавловске-Камчатском совещание «О мерах по развитию рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации». На встрече с участием рыбопромышленников обсуждались возможности обновления рыбопромыслового флота и другие проблемы рыбной отрасли.
В совещании приняли участие первый вице-премьер Виктор Зубков, полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев, руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, президент ОАО «ОСК» Роман Троценко, главы дальневосточных регионов, в экономике которых рыбная отрасль играет заметную роль, и представители основных рыбацких ассоциаций.
На совещании Владимир Путин прежде всего подчеркнул, что вопросы развития рыбохозяйственного комплекса являются одним из приоритетов работы Правительства как в этом году, так и на протяжении последних двух-трех лет. В этом с премьер-министром полностью согласны камчатские рыбаки. «В течение трех лет – после августа 2007 г. – о рыбной промышленности нельзя сказать, что она обделена вниманием властей, напротив, к ней проявляют повышенное внимание. Тогда в Астрахани были приняты решения, которые стали фундаментом существующего законодательства. За это время решена масса вопросов в части постановлений Правительства и приказов Росрыболовства, которые в общем-то регламентировали всю дальнейшую деятельность, оставив только настройку этого рабочего инструмента. Создана комиссия – постоянно действующий орган во главе с Виктором Зубковым, который отслеживает ситуацию и реагирует на ее изменения. В этом году Владимир Путин провел встречу с рыбаками в Мурманске и на Камчатку прилетел – так что повышенное внимание чувствуется», – заявил председатель Союза рыбопромышленных предприятий и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко.
Глава Правительства отметил позитивную работу отрасли в последний год, показателем которой стал рост уловов. На июль этого года общий вылов водных биоресурсов составил около 2,5 млн. тонн, что почти на 160 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года, а значит положительная динамика налицо. «Однако, как мы все хорошо понимаем, хороший улов – это только начало. А за ним следует целая производственная цепочка – переработка, транспортировка, реализация. В конечном счете главный показатель успеха – это рост доли отечественной продукции на нашем собственном рынке. В 2009 г., для справки, доля отечественной продукции в потреблении составляла 72,4%, а к 2014 г. она должна увеличиться как минимум до 80,5%», – напомнил Владимир Путин.
Он сообщил о решении сохранить объемы финансирования отраслевой Федеральной целевой программы и продлении ее еще на один год – до 2014 г. включительно. Спеша обрадовать рыбаков, премьер-министр пообещал им содействие в решении вопросов, связанных с расширением районов прибрежного рыболовства, устранением избыточных административных барьеров и совершенствованием системы государственного управления в отрасли, оптимизацией государственного ветеринарного контроля, избавления от лишних пограничных процедур.
В частности это касается таможенного оформления уловов морских биоресурсов, добытых в исключительной экономической зоне РФ, при ввозе на территорию России. «Мы уберем таможенный сбор, – заявил Владимир Путин. – Это действительно несправедливо, когда в нашей исключительной экономической зоне рыбаки ловят рыбу, а потом платят таможенный сбор, как будто это какая-то импортная продукция. Чушь какая-то! Абсолютно с этим согласен. Это надо будет устранить». Причем устранить таможенные сборы он намерен соответствующим постановлением правительства, не дожидаясь принятия нового Таможенного кодекса Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.
Многие из этих вопросов были заданы премьер-министру накануне на встрече с капитанами рыбопромысловых судов, прошедшей на борту БАТМ «Михаил Старицын», поэтому на совещании он смог озвучить уже подготовленные решения. Так, по его словам, по ветеринарному контролю решение «практически принято». «Мы устраним всякие дополнительные виды контроля. От места промысла до берега все нормы санитарного контроля будет контролировать Росрыболовство, а от берега до потребителя – Роспотребнадзор. Кроме того, мы договорились создать действенную систему мониторинга производства рыбной продукции», – заверил Владимир Путин. То же относится и к пограничным процедурам. От «избыточных», по его мнению, необходимо избавляться, «с тем, чтобы процедуры были необременительными для рыбаков». Сами пограничники, вроде бы, не против. Но подобные заверения из уст председателя Правительства страна уже слышала после совещания в Мурманске, однако изменилось с того времени на удивление мало.
В ходе обсуждения проблемы судостроения острая дискуссия завязалась между представителями рыбаков и судостроителей. Президент ОАО «ОСК» Роман Троценко настаивал на необходимости закрепления за построенными судами квот добычи (вылова) водных биоресурсов. Перечислив принятые в мировой практике способы наделения предприятий водными биоресурсами: аукционный, исторический и «квоты под киль», он заявил, что для России подходит только последний вариант, который позволит развивать судостроение. При этом глава ОСК умолчал об искажении применяемого за рубежом варианта, по крайней мере в той версии, которая предлагается для российской рыбной отрасли. Ведь ни в одной стране, где вводились «квоты под киль», срок окупаемости судна не закреплялся законом. Экономической ситуации, в отличие от пользователей ВБР, приказать что-то невозможно.
Председатель Союза рыбопромышленных предприятий и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко назвал такое предложение разрушающим стабильность в отрасли и обратился к Владимиру Путину с просьбой сохранить действующий принцип наделения предприятий биоресурсами. Критике идею «квот под киль» подверг и президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев. Он указал на главные изъяны этой идеи. Прежде всего, гарантия заказчику «истинно российского» судна определенного объема водных биоресурсов влечет за собой сокращение квоты для пользователей, которые уже модернизировали суда или купили их за границей. Пострадает и береговая переработка: ведь многие предприятия уже вложились в цеха, в инфраструктуру. Между тем даже закрепление за судном, допустим, 15 тыс. тонн минтая в год не гарантирует вылов этого объема. Например, в прошлом году у дальневосточных предприятий была квота на сайру, но сайра не пришла, уловы были низкими. Как в этом случае выдерживать сроки окупаемости, утвержденные законом? По мнению аналитиков, «квота под киль» усугубит главную болезнь российского рыболовства – распыленность бизнеса и низкую капитализацию отрасли, зато откроет широчайшие возможности для злоупотреблений при ее распределении.
Вместо «квот под киль» рыбаки предложили три механизма обновления флота, среди которых создание Национальной морской лизинговой компании, введение вторичного оборота долей квоты добычи водных биоресурсов для использования их в качестве залога и отмену ограничений по количеству работников для предприятий при переходе на режим единого сельскохозяйственного налога. «Простое и с виду элегантное решение, которое предлагает ОСК, будет иметь совершенно иные последствия, – прокомментировал идею «квот под киль» президент АДМ Герман Зверев. – И эти последствия надо как следует просчитать. Требовать от одной отрасли, чтобы она одновременно строила суда, развивала береговую переработку и насыщала внутренний рынок дешевой рыбопродукцией невозможно».
Позицию рыбаков поддержал руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, ранее заявивший РИА Fishnews.ru, что введение «квот под киль» для обеспечения загрузки российских верфей перечеркивает основу закона о рыболовстве и может привести к чрезмерной нагрузке на основные промысловые популяции и к дисбалансу флота и ресурсной базы.
По итогам обсуждения Владимир Путин отметил «естественное противоречие»: «В данном случае рыбаки хотят покупать хороший и качественный флот (а сегодня он – за границей), а промышленность (судостроение) хочет, чтобы наши рыбаки, которые вылавливают нашу рыбу, покупали на наших верфях».
Глава правительства признал, что «сегодня в части гражданского судостроения так же, как и в области гражданского авиастроения, мы еще далеко не лидеры, мягко говоря», но призвал рыбаков думать не только о развитии своей отрасли: «Атомная энергетика, энергетика вообще, судостроение, авиастроение, космос, нанотехнологии, высокие технологии вообще. Если мы не будем думать о том, как это развивать, мы будем третьестепенной – даже не второстепенной! – третьестепенной державой. И это, в конечном итоге, отразится на всех, в том числе и на рыбаках, и на промышленниках».
Он отметил, это должно быть «соломоново решение, которое не подрывает рыбную отрасль, но дает шанс развитию судостроения». По мнению премьер-министра, необходимо разработать концепцию развития рыболовного судостроения, где бы обязательно учитывалось мнение рыбацких объединений. «Мы сформулируем сегодня эту задачу в общем виде и будем решать ее сообща, совместно и с руководителями регионов, которые здесь сидят и которые заинтересованы в том, чтобы развивалась рыбная отрасль и судостроение, и с рыбаками, и с вашими союзами. Но я прошу только, чтобы это была действительно совместная корпоративная работа без ведомственного лоббирования и без ведомственного эгоизма, я бы так сказал, причем и судостроительного, и рыболовного. Это должна быть общая совместная работа, которая бы удовлетворяла, поэтапно удовлетворяла бы всех и давала бы ясные перспективы и горизонты, куда, какими этапами мы будем двигаться», – призвал участников встречи Владимир Путин.
Полномочный представитель Президента РФ в ДФО Виктор Ишаев вновь вернулся к теме тарифов на перевозку рыбы железнодорожным транспортом. «Мы просчитали, что в докризисный 2008 г. весь объем перевозок с Дальнего Востока рыбной и лесной продукции, а на Дальний Восток зерна и топлива оценивается в 11,6 млрд. рублей. Если продотировать на 50%, то это – всего 6 млрд. рублей. Эти вопросы можно решить в рамках федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья». Тогда мы действительно откроем для дальневосточников наши рынки. Будет экономически выгодно поставлять рыбу не в Китай, а на российский рынок. Эта дотация станет мутипликатором развития дальневосточной экономики. Следом пойдет рост производства, увеличение налоговой базы, а главное – появится наша продукция», – сказал Виктор Ишаев.
Владимир Путин назвал предложение интересным и согласился, что оно поможет стимулировать развитие рыбной отрасли. «Наша задача – чтобы рыба, выловленная здесь, на Дальнем Востоке или на Севере страны, несмотря на большие расстояния, без помех попадала во все регионы России и при этом была качественной и доступной по цене», – отметил он. Однако, по мнению премьер-министра, необходимо ввести фиксированный железнодорожный тариф, чтобы железнодорожники не поднимали цены на перевозки во время путины, и тогда не придется бесконечно увеличивать сумму дотаций.
Руководители «рыбных» регионов также постарались заручиться поддержкой Владимира Путина в решении наболевших вопросов. Губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий воспользовался моментом, чтобы ускорить открытие на побережье дополнительных терминалов пунктов пропуска, которые бы избавили рыбопромысловые суда от дорогостоящих многодневных переходов из районов промысла в порт Петропавловск-Камчатский. Главы Хабаровского и Приморского краев пропагандировали преимущества отечественного судостроения – каждый в своем регионе, естественно. А сахалинский губернатор Александр Хорошавин сумел договориться об очередной встрече с руководством Внешэкономбанка по проблеме стеркодеров, все еще ожидающих решения своей участи в портах Южной Кореи и Китая.
РИА Fishnews.ru
Август 2010 г.
Добавить комментарий