Рыба ждет потребителя, а чего ждут рыбаки?

 
26 апреля 2012 10:00   605 просмотров
 

Вот и лето! Значит, на Дальнем Востоке началась очередная лососевая путина. Во Владивостоке на рыбных рядах лосось нового улова пока еще не появился, но на прошлогоднюю горбушу и нерку уже глаза не глядят. Как бы технологично ее не хранили, все-таки для нас эта рыба не первой свежести.

Жители приморского города – народ разборчивый и в ожидании поставок нового сезона с Сахалина и Камчатки налегает на парную камбалу и прочие продукты местной прибрежки. Торговых точек, где можно купить все, что душа желает, предостаточно. У каждой хозяйки свои излюбленные, благо рыбой и морепродуктами торгуют в любом не запрещенном для этого месте. Может быть, именно поэтому идея Росрыболовства об «Океанах» так здесь и не воплотилась, да и специализированный рыбный рынок, о котором говорит каждый вновь избранный мэр города, кочует из одного плана в другой.

Поддевая вилкой хрустящую корочку рыбного жаркого, которое вчера еще плескалось у побережья, не подозревая, что попадет в статистику государственной Доктрины продовольственной безопасности, понимаешь преимущества своего географического положения. Трудно, наверное, быть жителем Москвы и одновременно почитателем морепродуктов. Но как случилось, что все это изобилие, которым мы имеем удовольствие наслаждаться, никак не может доплыть до прилавков центральной России? Ведь взять ту же прошлогоднюю горбушу, которая теперь во Владивостоке станет скорее обузой для торговцев, чем ценным товаром, она-то почему до сих пор здесь? Ведь или сгниет, или уйдет совсем за бесценок, или станет объектом манипуляций. Рассчитывать, что всю эту махину, которая так и не разошлась до начала новой путины, раскупят подслеповатые старушки, не способные различить рыбу разных сезонов, бессмысленно.

Москва! Почему только жалуешься, а излишки не забираешь? Ведь вот же рыба, доставленная на российский берег, она уже давно тут, «рыба ждет», – за что боролись? Ответ выходит только один – невыгодно, нерентабельно возить в такую даль, не созданы условия для бизнеса. Следовательно, по-прежнему есть над чем подумать государственным людям, озабоченным программой продвижения рыбы к отечественному потребителю.

Во Владивостоке только что закончилось общероссийское совещание по проблемам судостроения и обновления флота. Проблема эта становится острее с каждым годом и давно понятно, что позволить себе строительство флота смогут только те компании, которые прочно стоят на ногах. Вне зависимости от выбранных схем софинансирования, проектов и верфей заказы будут делать рентабельные, имеющие солидные квоты крупные предприятия, ориентированные как на российский рынок, так и на экспорт. Именно они должны стать локомотивом рыбного направления гражданского судостроения, но станут ли?

В этом году по их рентабельности был нанесен ощутимый удар, когда инвестиции в переработку обернулись прямыми убытками в результате проволочек в Росрыболовстве по вопросу сертификации вылова. Теперь им обещают повышение экспортных пошлин на непереработанную рыбу. «Здесь мы будем действовать по аналогии с лесным комплексом, где пошлины повышались поэтапно», – заявил Андрей Крайний.

Уж лучше бы Андрей Анатольевич не упоминал лесной комплекс, где по обнародованным данным, в результате повышения пошлин объем заготовки древесины снизился более чем на треть. В результате экспорт упал, а место России на мировых рынках оказалось занято. Причем сокращение экспорта не было компенсировано внутренним спросом, поскольку насильно загнать инвесторов в отрасль деревообработки российским властям не удалось. Дурной пример заразителен – теперь распространить неудавшийся эксперимент пытаются на рыбную отрасль.

У лесного и рыбопромышленного комплексов есть, пожалуй, одна общая черта: и лесозаготовки, и рыбодобыча отделены от российского массового потребителя огромными пространствами. Повышение экспортных пошлин на рыбное сырье не способно их ни сократить, ни упорядочить систему доставки. В то же время, как уже показала минувшая лососевая путина, вброс на внутренний рынок большого количества сырья способен обвалить закупочные цены и тем самым уронить рентабельность рыбодобычи. Было бы не так обидно, если бы москвичи при этом вдоволь наелись дальневосточного лосося, но, увы, на розничных ценах этот урожай никак не сказался. Прибыль осела по дороге.

К сожалению, успешность рыбацкого бизнеса до сих пор зависит от экспортных поставок, и это не вина Росрыболовства в его нынешнем составе. Это «отрыжка» эпохи аукционов и результат недофинансирования и недокапитализации отрасли.

Возможно, к идее повышения экспортных пошлин на рыбное сырье можно будет вернуться, когда будут созданы первоочередные инструменты экономического стимулирования развития переработки. Когда в стране появятся приемлемые кредитные ставки в 4-5%, а не 15-18%, как сейчас. Когда банкиры перестанут шарахаться от рыбаков с их ветхими судами, потому что флот к тому времени начнет активно обновляться. Когда установка перерабатывающего оборудования не будет требовать героических усилий по экономии на самом необходимом. Ну, и конечно, когда на каждого с сошкой не будет семерых проверяющих с ложкой.

Елена ФИЛАТОВА, главный редактор РИА Fishnews.ru

Июнь 2010 г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/rubric/lichnoe-mnenie/2481
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.