Евгений КАЦ (Директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры) – Без взаимодействия выполнять нашу работу невозможно

 
23 июля 2014 10:00   406 просмотров
 

В апреле в структуре Министерства сельского хозяйства был образован новый департамент – регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры. Как отразится создание нового звена в системе управления рыболовством на рыбаках, каким образом будет осуществляться взаимодействие с Росрыболовством и решению каких вопросов будет уделяться первоочередное внимание, Fishnews рассказал директор департамента Евгений Кац.
– Евгений Семенович,
какие приоритетные задачи стоят перед департаментом регулирования в сфере
рыбного хозяйства и аквакультуры? Чем была вызвана необходимость его создания и
какие функции он будет выполнять?
– По всей видимости, это решение было принято после того,
как была дополнительно проанализирована и оценена роль рыбного хозяйства и
аквакультуры в экономике. Профильный департамент позволит сосредоточиться на
решении конкретных вопросов по этому направлению, а не распределять их по
различным подразделениям министерства.
В настоящее время формируется положение о
департаменте, оно еще не утверждено, но как я понимаю, нам будет передана та
часть полномочий Минсельхоза, которая отнесена к вопросам государственной политики
и нормативного регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры. Сюда
входит и подготовка законопроектов, проектов подзаконных нормативно-правовых
актов, в том числе ведомственных приказов. В части госполитики это участие в
разработке и корректировке стратегических документов.
На депрыбхоз совместно с другими подразделениями Минсельхоза
также возложена доработка и формирование новой федеральной целевой программы и
при необходимости внесение изменений в утвержденную государственную программу
развития рыбохозяйственного комплекса. Естественно, к нашим функциям относится
и взаимодействие с остальными департаментами министерства – с департаментом
правового обеспечения, с департаментом экономики, с департаментом финансов, с
департаментом животноводства и т.д. Без взаимодействия выполнять нашу работу невозможно.
– Как вы
напомнили, объявляя на коллегии Росрыболовства о создании нового департамента, глава
Минсельхоза Николай Федоров одним из ключевых направлений его деятельности назвал реализацию госпрограммы [http://www.fishnews.ru/news/23187] и
доработку федеральной целевой программы развития рыбохозяйственного комплекса. Какие
разделы госпрограммы и ФЦП, на ваш взгляд, требуют первоочередного внимания?
– Давайте сразу оговорим, что проект ФЦП пока
находится в стадии доработки и уточнения. В настоящий момент он включает несколько
магистральных направлений. В их числе обеспечение эффективной и безопасной
добычи водных биоресурсов, повышение качества государственного мониторинга и
эффективности контроля добычи ВБР, комплексное обслуживание судов
рыбопромыслового флота в рыбных терминалах морских портов, расширение ресурсной
базы рыболовства, развитие аквакультуры, а также сохранение и увеличение
запасов водных биоресурсов.
Если говорить о приоритетах, то к ним, безусловно,
нужно отнести развитие аквакультуры и науку, перед которой стоит задача
обеспечить прирост разведанных запасов. Для проведения масштабных ресурсных исследований
необходимо строительство научных судов. Имеющийся в распоряжении отраслевых
институтов научно-исследовательский флот на грани или за гранью сроков
эксплуатации, а вызовы перед ним стоят серьезные. Нам нужны достоверные научные
данные о запасах водных биоресурсов, для того чтобы ими правильно управлять, для
того чтобы планировать их использование и вовремя принимать меры по сохранению.
Поэтому научная составляющая должна остаться приоритетом в обеспечении развития
отрасли и принятии управленческих решений.
Другое важное направление – это аквакультура, куда входят
вопросы, связанные с развитием технологий, повышающих эффективность как мероприятий
по воспроизводству ВБР, так и товарного рыбоводства. В рамках ФЦП предусмотрено
строительство и реконструкция научных производственных центров, решающих эти задачи,
в том числе по получению жизнестойкого посадочного материала, которого сегодня
не хватает.
Понятно, что во многом развитие товарной аквакультуры –
это дело хозяйствующих субъектов. Сейчас в рамках поручений председателя
Правительства по итогам совещания в Магадане [http://www.fishnews.ru/rubric/kvoty-2018/8089] прорабатываются системные меры
по привлечению инвестиций в эту отрасль. Для того чтобы развивать аквакультуру,
нужно использовать все возможные механизмы, главное – определить четкие меры
господдержки, принять соответствующие акты и добиваться их исполнения.
Положительную роль могут сыграть и различные
организационные меры, необязательно связанные с бюджетными процессами. В любом
виде деятельности эффективность можно повышать путем управленческих решений, путем
снятия административных барьеров, а также путем укрепления консолидации
бизнеса. Думаю, что в этом смысле очень важно упрочение ассоциативности
хозяйств аквакультуры, чтобы бизнес более точно выражал свои потребности и
принимал внутренние организационные решения, для того чтобы формировать
стратегию развития товарного рыбоводства. Пришло время конкретных шагов, для
того чтобы эта сфера стала не перспективной, а реально эффективной.
– Последний
год с выходом правовых актов, регулирующих вопросы рыболовства и аквакультуры,
возникали задержки. Как вы считаете, изменится ли эта ситуация после перехода
рыболовства в ведение отдельного департамента? Каким образом будет строиться
взаимодействие депрыбхоза с Росрыболовством?
– Сроки принятия нормативно-правовых актов очень
сильно связаны с процедурой общественного обсуждения. Новые нормативно-правовые
акты подлежат размещению для общественного обсуждения не менее чем на 60 дней. У
участников обсуждения могут возникать предложения и серьезные замечания,
которые требуют уточнения документов. Если нормативно-правовые акты меняются
значительно, то процедура повторяется и срок общественного обсуждения
увеличивается. На эти процессы никакие внутренние структурные изменения в
госорганах не влияют.
В свою очередь департамент вместе с курирующим
заместителем министра – руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым старается
оперативно рассматривать все возникающие вопросы. Надеюсь, создание
департамента ускорит и улучшит эту работу, и снимет проблемы с взаимодействием,
возникавшие до утверждения замминистра руководителем федерального агентства.
Что касается выхода конкретных документов, то сейчас в
высокой степени готовности находится ряд подзаконных актов в развитие закона об
аквакультуре. Например, приказ о перечне хищных и малоценных видов рыб уже утвержден
министром и направлен в Минюст на государственную регистрацию.
С правилами рыболовства проблема возникла именно
потому, что раньше в отношении этих приказов процедура оценки регулирующего
воздействия не применялась. Дополнительное общественное обсуждение правил для
Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов повлекло за собой задержку с
выходом остальных правил. Они все разработаны, но сроки их принятия жестко
привязаны к завершению процедуры оценки регулирующего воздействия.
Нужно учитывать, что у граждан и юридических лиц
нередко возникают замечания по правилам рыболовства, многие из которых
направлены на улучшение текста документа. Сейчас анализ этих замечаний и
предложений заканчивается, и если не потребуется серьезной переработки правил, то
после внесения уточнений приказы будут утверждены и направлены в Минюст для
регистрации. Можно сказать, этот процесс практически завершен.
– Можно ли
говорить о том, что работа над совершенствованием нормативно-правовой базы
рыбной отрасли теперь полностью перенесена в министерство?
– Говорить о том, что можно разрабатывать нормативную
базу рыбной отрасли без Росрыболовства, на мой взгляд, в корне неправильно, не
говоря уж о функционале. Поэтому нормативно-правовые акты разрабатывались и будут
разрабатываться во взаимодействии с Федеральным агентством по рыболовству, а
задача департамента – обеспечить их рассмотрение, доработку и согласование с
федеральными органами исполнительной власти, если это акты правительства, или
утверждение в министерстве и регистрацию в Минюсте, если речь идет о ведомственных
актах.
Думаю, что никто не заинтересован в том, чтобы разделять
Росрыболовство и департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и
аквакультуры Минсельхоза. Сложности, которые возникали раньше, как мне кажется,
преодолены. Хочется верить, что вместе мы сможем достигнуть лучших результатов,
чем раньше.
– Насколько
упростится работа по согласованию проектов документов и снятию разногласий с
другими подведомственными Минсельхозу структурами, например Россельхознадзором,
департаментом ветеринарии и т.д.?
– Здесь вопрос больше связан не с созданием
департамента, а с тем, что с нынешнего года курирование вопросов рыбного
хозяйства и аквакультуры и руководство федеральным агентством сосредоточены у
одного заместителя министра. Поэтому здесь нет проблем с взаимодействием. Заключено
и уже работает соглашение об информационном взаимодействии между
Росрыболовством и Россельхознадзором.
Но вопросы ветеринарии – это отдельные и сложные
вопросы, по которым есть конкретные поручения Президента и Правительства. Я
знаю, что этой теме уделяют особое внимание и в Российском союзе промышленников и
предпринимателей и в Агентстве стратегических инициатив [http://www.fishnews.ru/news/23818], она обсуждалась
уже не раз. Проблема связана еще и с тем, что раньше Минсельхоз и
Россельхознадзор настаивали на необходимости принятия новой редакции закона о
ветеринарии. Наверное, это правильно, но закон о ветеринарии очень большой и
комплексный, затруднения с его принятием связаны не столько с рыбным хозяйством
и аквакультурой, сколько с другими направлениями сельского хозяйства, поэтому
решение проблем в сфере рыболовства нельзя ставить в зависимость от общего реформирования
системы ветеринарии.
На мой взгляд, можно уже сейчас предпринять конкретные
меры по упрощению и уточнению процедур контроля и надзора, решать вопрос с
тотальными лабораторными исследованиями, которые являются серьезным бременем для
рыбаков и тормозят движение рыбопродукции внутри страны. Важно выстроить план
действий, который последовательно определит шаги по минимизации
административных барьеров, по снятию напряжения в отношениях контролирующих
органов и бизнеса.
Анна ЛИМ, газета
«Fishnews– Дайджест»
Июль 2014
г.

Читать полный текст новости Источник: http://fishnews.ru/interviews/389
 
 
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.