Галина ХОЛЗИНЕВА (Директор владивостокского филиала группы «АльфаСтрахование») – Страховщики приглашают рыбаков к цивилизованному диалогу
Вопросы обновления рыбопромыслового флота и привлечения нового поколения кадров в отрасль звучат на всех уровнях, от федерального правительства до рыбохозяйственных ассоциаций на местах. Чтобы построить судно, нужны деньги и верфь, способная за определенную плату удовлетворить требования к качеству строительства судов. Вместе с тем даже самое современное судно не способно без квалифицированного экипажа добывать рыбу и приносить прибыль. Договориться же о поставке 300 членов экипажа, способных грамотно эксплуатировать судно, не с кем – отрасль вырабатывает оставшийся от предыдущих лет кадровый потенциал. Более привлекательные условия труда в иностранных компаниях провоцируют отток молодых специалистов и опытных моряков за рубеж. По различным оценкам считается, что только 25% специалистов рыбной отрасли работают в Российской Федерации, остальные предпочитают зарубежные суда.
Между тем, чтобы оценить масштабы образующегося пробела, нужно учитывать, что до того, как на место потерянного для отечественного флота специалиста придет новый квалифицированный работник, должны пройти годы учебы и наработки стажа молодым поколением. А посчитать, скольких из них затем сможет удержать российская отрасль – пока остается задачей со всеми неизвестными.
Какие методы привлечения людей в отрасль видят представители страхового дела, корреспондент РИА Fishnews.ru поинтересовался у одного из лидеров рынка страхования – Группы «АльфаСтрахование», обратившись с этим вопросом к Директору владивостокского филиала компании Галине ХОЛЗИНЕВОЙ.
- На наш взгляд, на поверхности лежат три проблемы – это возраст рыбодобывающего флота и связанные с этим трудности с условиями работы и жизни на борту; низкий уровень оплаты труда и практически полное отсутствие социальной защищенности и уверенности работников в завтрашнем дне.
Понятно, что заработная плата – вероятно, один из самых действенных факторов привлечения и удержания кадров. Вместе с тем рост оплаты труда повышает себестоимость продукции, сказывается на издержках по содержанию устаревшего флота, снижает рентабельность отрасли, не позволяя инвестировать финансы в обновление и реконструкцию. В итоге получается некий замкнутый круг. Одним из путей выхода, по нашему мнению, может стать снижение расходов, направленных на удержание квалифицированных кадров, за счет внедрения социальных страховых программ. Ведь правильно подготовленная социальная страховая программа – это экономия, а не дополнительные расходы, более того, это мощный инструмент формирования лояльности работников и привлечения квалифицированного кадрового потенциала в отрасль.
К тому же практика показывает, что благоприятные социальные условия и проявление внимания к персоналу в компании зачастую играют ключевую роль при выборе работодателя. Есть, например, небольшие рыбодобывающие и транспортные компании, в которых текучесть кадров очень низкая и где за 5 лет наблюдался лишь один страховой случай. Очевидно, что люди здесь держатся за свое рабочее место и гордятся своей компанией и ее социальной программой. Это, в свою очередь, незамедлительно сказывается на качестве работы. Прекрасным примером может послужить последний случай в Охотском море, который позволил воочию убедиться в том, что отлаженная и профессиональная работа экипажа способна спасти судно даже в критической ситуации.
- А как, по-вашему, должна выстраиваться работа страховщиков с рыбаками? Есть ли понимание со стороны тех и других всей важности этого дела, учитываются ли особенности обеих сфер?
- К сожалению, общее старение флота приводит к росту расходов на страхование. Здесь мы находимся в той же ситуации, что и рыбаки: при эксплуатации устаревшего флота вероятность наступления страховых случаев значительно возрастает, а это в свою очередь ведет к серьезным убыткам и росту тарифных ставок. С другой стороны, если проанализировать причины страховых событий, мы вновь вернемся к проблеме квалифицированных кадров, так как основная часть страховых случаев связана именно с человеческим фактором.
Поиск оптимальных решений подобных задач может проводиться только общими усилиями. Поэтому мы и призываем рыбаков к диалогу, лучшей площадкой для которого на Дальнем Востоке может стать отраслевое объединение, такое, как, например, Ассоциация рыбопромышленных предприятий Приморья или Ассоциация добытчиков минтая. Тогда у нас будет возможность в условиях открытости, доверия и уверенности в профессиональной заинтересованности обеих сторон решить, как мы, страховщики, сможем минимизировать Ваши расходы – расходы рыбохозяйственников, направленные на привлечение и удержание кадров. Какие социальные программы мы можем и должны Вам предложить, чтобы они дали ясный сигнал людям о том, что труд рыбака, такой тяжелый и опасный, вновь становится престижным.
Работа через ассоциации, на наш взгляд, может быть наиболее продуктивной еще и потому, что подобные объединения позволяют вести конструктивный диалог на одной площадке сразу со многими предприятиями, занятыми в добыче и переработке водных биоресурсов. Это территория, на которой рыбохозяйственные предприятия могут консолидированно транслировать все проблемы отрасли и добиваться их решения. Задача же страховщиков – постараться максимально четко и понятно донести до всех участников диалога то, что страхование – это оптимальный финансовый инструмент, позволяющий создать необходимые условия для устойчивого развития отрасли. Тем более что время кризиса, на наш взгляд, – это самый подходящий период для выбора надежных партнеров и компаньонов для долгосрочного сотрудничества.
- На что нужно обращать внимание при выборе страхового партнера, чтобы получить действительно надежную страховую защиту?
- Мировой опыт показывает, что страховаться выгоднее и правильнее, нежели взваливать все риски на свои плечи или пускать на самотек – «авось не случится!» Но при выборе своего страхового партнера особенно сегодня нужно быть предельно внимательным. Бывают случаи, когда страховые компании при падении своих сборов на 25-30% готовы предложить любые условия, лишь бы привлечь клиента и его деньги. Это вынуждает их работать, как говорится, «с колес», направляя собранные премии на выплаты. Результат такой работы в большинстве случаев может оказаться отрицательным.
Группа «АльфаСтрахование» – это универсальная страховая компания, входящая в состав промышленно-финансового консорциума «Альфа-Групп», который включает такие компании, как «Альфа-Банк», ТНК-ВР, «МегаФон», «ВымпелКом», «СТС Медиа Инк.» и другие. Мы являемся одним из крупнейших российских страховщиков с универсальным пакетом услуг, который позволяет предлагать комплексные программы защиты интересов бизнеса всех отраслей, в том числе и рыбодобывающей. А динамика роста страховых сборов (+25%) на фоне общего падения рынка – это показатель, говорящий как о грамотном управлении и подходе к оценке рисков, так и о надежности и устойчивости компании. К слову сказать, уставной капитал «АльфаСтрахования» в 2010 г. достиг 5,5 млрд. рублей.
Группа «АльфаСтрахование» входит в состав Всероссийского союза страховщиков, Российского союза автостраховщиков, Российского ядерного страхового пула, Всероссийского P&I Пула, Ассоциации страховых организаций и предприятий транспорта, Российской и Московской торгово-промышленных палат, Антитеррористического страхового пула, Российского страхового сельскохозяйственного пула, Ассоциации менеджеров России, Российско-Британской торгово-промышленной палаты.
Сейчас мы находимся на том этапе, когда наступает понимание того, что главная задача страховщика – не просто продать свой полис, а попытаться решить проблемы страхователя, осознать всю суть стоящей перед ним задачи и предложить оптимальное страховое покрытие, которое позволит обеспечить финансовую устойчивость предприятия и привлечь кадры. Ведь кадры, как мы знаем, решают все, а то, что не под силу решить им, помогут решить страховщики. Мы за начало цивилизованного диалога с рыбаками! А вы?
Наталья СЫЧЕВА, РИА Fishnews.ru
Февраль 2010 г.
Добавить комментарий