Рыба ищет пути к потребителю
В рамках Недели российского ритейла эксперты в области рыбодобычи, переработки, дистрибуции и торговых сетей обсудили, как изменилась ситуация на российском рыбном рынке, что нужно сделать, чтобы оставить рыбу доступной для потребителя, и какую помощь сектору может оказать государство.
На форуме «Неделя российского ритейла» 7 июня прошла экспертная сессия «Рыбный рынок России: масштаб, структура, диспропорции», организаторами которой выступили Всероссийская ассоциация рыбопромышленников (ВАРПЭ) и Рыбный союз.
[img:/_img/inline/d6bca606-5063-4aa5-9f8f-86821afe2175.jpg]
Интерес к дискуссии, которая собрала представителей всей цепочки поставок рыбной продукции — государства, рыбаков, переработчиков, дистрибуции, логистики, торговых сетей, оказался выше ожиданий — небольшой зал едва вместил всех желающих понять, как изменения в экономике отразились на поставках и потреблении рыбы в стране и какие перспективы видят непосредственные участники этого рынка. Модераторами встречи выступили президент ВАРПЭ Герман Зверев и председатель Рыбного союза Александр Панин.
[img:/_img/inline/74d8e2b6-0201-4726-b594-312dfac118de.jpg]
Как сообщает корреспондент Fishnews, с точки зрения регулятора, ситуация в рыбной отрасли совсем не выглядит критической. Росрыболовство традиционно главной задачей считает сохранение динамики и объемов вылова [https://fishnews.ru/news/44423] и производства рыбной продукции. Здесь отставания от показателей прошлого года не наблюдается, а местами, как в случае с экспортом или аквакультурой [https://fishnews.ru/news/44423], идет превышение.
При федеральном агентстве создана рабочая группа, которая занимается мониторингом поставок рыбной продукции на внутренний рынок и ценовых изменений. Оптовые цены на «социально значимые» виды рыб — треску, минтай, сельдь, пикшу, скумбрию — расти перестали и кое-где даже снижаются, но розничные цены с начала года повысились в среднем на 6%. «В настоящее время наличие рыбной продукции для удовлетворения внутреннего спроса является достаточным», — озвучила позицию Росрыболовства замначальника управления экономики и инвестиций Светлана Молодовская.
[img:/_img/inline/d47c4d06-92fa-4056-911a-2395b7373755.jpg]
Более того, одним из последствий пандемии и закрытия китайских портов стало заметное увеличение отгрузки на локальный рынок самой массовой российской рыбы — минтая. По информации президента Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексея Буглака, в 2021 г. объем минтаевой продукции, отправленной в Россию, достиг 250 тыс. тонн [https://fishnews.ru/news/44158], в этом году тенденция сохраняется — за четыре месяца зафиксирован рост на 34% [https://fishnews.ru/news/44447]. Причем быстрее всего растут поставки филе минтая, практически вытеснившего импортные аналоги. Еще один перспективный кандидат на импортозамещение — сурими, выпуск которого активно осваивают дальневосточные компании.
[img:/_img/inline/3c3b8484-6cc0-4591-b31c-7cd10d55ee79.jpg]
При этом на рынке сохраняется разрыв, признал Алексей Буглак: продукция, которую массово производят рыбопромышленные компании, чаще всего не подходит конечному потребителю. Рыбное филе, фарш и сурими — это прекрасное сырье для дальнейшей переработки, а не розницы, о чем регулярно напоминают представители рыбоперерабатывающего сектора.
Еще одно ограничение для минтая связано с отсутствием маркетинговой стратегии. Но задача раскачивать категорию — общая не только для рыбаков, но и для переработчиков и ритейла, указал глава АДМ. Герман Зверев добавил, что АДМ и ВАРПЭ планируют предусмотреть финансирование совместного проекта по продвижению рыбы. «Возьмем минтай сначала, а потом, может быть, замахнемся на что-то другое», — заявил он, добавив, что проект уже поддержал Рыбный союз, и аналогичное предложение будет направлено Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
[img:/_img/inline/f5952fda-584a-4abc-8a78-6403a2dd46f9.jpg]
Исполнительный директор АКОРТ Юрий Борисов также подчеркнул важность выработки общего видения участников рынка по вопросам развития сектора рыбы и морепродуктов, включая запрос на меры господдержки.
[img:/_img/inline/4ae0970f-2e14-4e95-b899-9fbdf6091a15.jpg]
Гендиректор компании «РОК-1» Александр Старобинский выразил опасения из-за затянувшейся стагнации всего сектора рыбопеработки и, как следствие, невозможности развития ассортимента, который представлен в торговых сетях. Новые продукты и сервисы не появляются, а более молодые покупатели предпочитают иные форматы потребления рыбы и морепродуктов. Изменить ситуацию, по словам руководителя компании, можно только силами всех трех сторон — добытчиков, переработчиков и ритейла. Но если на полках магазинов по-прежнему будет лежать десяток вариантов копченой скумбрии и полсотни пресервов из сельди в масле, потребитель будет уходить всё дальше от рыбы.
[img:/_img/inline/3ceb115e-527a-413a-86ff-6c1f76dc003b.jpg]
Сложной остается ситуация с поставками рыбы и морепродуктов из-за рубежа. По словам гендиректора компании «АКРА» Анатолия Морозова, в первом квартале 2022 г. импорт по всем видам сократился на 12%, при этом в январе и феврале объемы держались на уровне прошлогодних. Отдельные категории просели еще сильнее: красная рыба — на 13%, пелагические виды — на 16%, белая рыба — на 20%, морепродукты — на 26%. Разорваны логистические цепочки, поставщики пока решают, продолжать ли работу с российскими покупателями, есть проблемы с платежами. Несмотря на некоторое восстановление в конце мая — начале июня, в целом по году падение объемов импорта, по прогнозам аналитиков, может составить 30%.
Не меньшие риски для сектора несет глобальный рост цен на продукты питания, включая рыбу и морепродукты. По данным Рыбного союза, подорожание рыбной продукции в январе-апреле (на 17%) сопровождалось снижением потребления (на 8%). Покупательная способность населения не растет, однако, как указали участники сессии, попытки ритейла максимально снижать цены могут нанести рынку не меньший ущерб.
[img:/_img/inline/e1465195-1e9d-428e-ae88-b7d3cb7eb3d4.jpg]
По словам коммерческого директора компании «Балтийский берег» Константина Петрова, нередки ситуации, когда в тендерах на производство продукции ценовая планка снижается до уровня, который не позволяет выпускать качественный продукт. В итоге продукция, которая попадает на полку, разочаровывает покупателя, что приводит к падению спроса, а ритейлер, чтобы стимулировать продажи, пытается снизить цены еще сильнее.
«Мы неоднократно видели, как в крупнейших сетях это приводило к тому, что категория полностью умирала», — указал представитель «Балтийского берега». Такой подход может помешать и планам рыбаков выйти на внутренний рынок с сурими и другой продукцией, поскольку она будет дороже менее качественных аналогов из азиатских стран, предупредил Александр Старобинский.
[img:/_img/inline/a48e1b0f-44d3-4bcd-8916-94d74fac9bbb.jpg]
Ценообразование все-таки зависит от возможностей потребителя, возразил директор Союза независимых сетей России Иван Бабухадзе. Он отметил, что структура и способы потребления рыбы в разных регионах могут сильно отличаться — за пределами крупных городов люди, в том числе молодые, менее требовательны к формату и готовы приобретать рыбу, в том числе в замороженном виде. У многих региональных сетей есть собственная переработка, фабрики-кухни, поэтому им интересно покупать сырье у рыбаков, а взаимодействие с ВАРПЭ и Рыбным союзом позволяет наладить эти поставки.
Участники дискуссии единогласно высказались за сохранение субсидий на доставку минтая с Дальнего Востока [https://fishnews.ru/news/42290] железнодорожным транспортом. Если в прошлом году объемы перевозок составили около 12 тыс. тонн, то с 1 января 2022 г. вывезено уже 70 тыс. тонн, а на прошлой неделе Минсельхоз прекратил принимать заявки в связи с исчерпанием средств.
[img:/_img/inline/fff7ce6c-762f-4328-b2fd-564d829300f4.jpg]
По словам Германа Зверева, ВАРПЭ направила письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко [https://fishnews.ru/news/44600] с просьбой выделить министерству на эти цели еще 500 млн рублей, что позволит до конца года перевезти дополнительные 70 тыс. тонн. А президент Ассоциации организаций продуктового сектора Михаил Синёв предложил развивать этот механизм и дальше, например, убрать лимиты субсидий и распространить поддержку не только на минтай, но и на сельдь и другие виды рыб.
[img:/_img/inline/47019cfc-69cd-42f4-a755-ecac29767448.jpg]
Обсуждение проблем развития рыбного рынка планируется продолжить в сентябре [https://fishnews.ru/news/44492] на площадке пятых Международного рыбопромышленного форума и Выставки рыбной индустрии, морепродуктов и технологий в Санкт-Петербурге.
[img:/_img/inline/c20246bf-0b7b-42be-9dfb-4e4659c9e3b8.jpg]
Больше новостей читайте в телеграм-каналеFishnews [http://ttttt.me/fishnewschannel].
Fishnews
Добавить комментарий