Получение потомства от производителей Аральского Шипа (Acipenser nudiventris), содержащихся в рыбоводном хозяйстве

На протяжении своего обширного ареала, включающего бассейны Черного, Азовского, Каспийского и Аральского морей,  шип Acipenser nudiventris Lovetsky представлен тремя довольно четко различающимися экологическими формами, таксономический статус которых пока не определен ввиду редкости и слабой изученности этого вида осетровых. В большинстве стран, на территории которых обитает шип, он включен или предложен для включения в Красные книги (Павлов и др., 1994; Щербуха и др., 1995; Дукравец, 1998-1999; Шилин, 2000; Нинуа и др., 2001). В Азово-Черноморском бассейне шип ведет преимущественно жилой пресноводный образ жизни, и его миграции за пределы речного бассейна представляют собой скорее исключение, чем правило. В Каспийском бассейне это уже проходная рыба, заходящая на нерест в реки весной или осенью, сохраняющая, однако, особенно в молодом возрасте, большую склонность к длительной задержке в пресной воде. В Аральском море шип был представлен проходной озимой формой летнего хода, которая заходила в реки почти за год до нереста и поднималась высоко вверх по течению, при этом самки в начале миграции имели еще сильно недозрелые яичники с непигментированной икрой (Спичаков, 1928). Такой же тип миграций, несмотря на наличие потенциальных нерестилищ в нижнем течении р.Или, которые могли бы быть использованы яровыми производителями, сохранился у аральского шипа после его акклиматизации в бассейне озера Балхаш (Казанский, 1962). Этот пример свидетельствует в пользу наследственной закрепленности данного типа нерестовых миграций. Две другие экологические формы шипа, вероятно, также детерминированы генетически.

Охрана генофонда шипа предполагает сохранение всех трех экологических (и географических)  его форм. Одним из эффективных методов сохранения биоразнообразия осетровых считается формирование их маточных стад в условиях неволи (Подушка, 1986). При этом аральский шип, как объект культивирования, по-видимому, наиболее сложен. Во-первых, его материнский водоем — Аральское море — претерпел экологическую катастрофу и не может быть источником пополнения маточного стада. Во-вторых, аральский шип — наиболее мигрантная и наименее склонная к постоянному обитанию в пресной воде внутривидовая форма. И, в-третьих, он не встречается на территории России. Тем не менее, добившись успехов в разведении аральского шипа, мы могли бы с большой долей оптимизма и уверенности говорить о возможности применения аналогичных подходов к сохранению других его форм.

В рыбоводном цехе Алексинского химического комбината содержатся три экземпляра аральского шипа. Они были приобретены нами осенью 1996 г. в аквариальном комплексе павильона «Рыбное хозяйство» ВВЦ (ВДНХ) в обмен на другие виды осетровых и доставлены в рыбоводный цех Алексинского химического комбината. На ВВЦ шипов привез бывший главный рыбовод павильона «Рыбное хозяйство»  С.К.Гамалей из Капчагайского водохранилища. Неполовозрелые рыбы массой около 0,5 кг  в течение нескольких лет содержались в аквариумном комплексе. Длительное обитание в аквариумах не прошло бесследно для шипов. Рыба оказалась «затянутой» и не реализовала потенциальных возможностей своего роста. За весь период содержания в цехе к весне 2001 г. шипы выросли лишь до 5-6 кг, увеличив свою массу по сравнению с первоначальной вдвое. Небольшие размеры, однако, не сказались отрицательно на репродуктивной способности шипов. Начиная с 1998 г., мы ежегодно получали зрелые половые продукты от двух рыб, оказавшихся самцами (Шебанин, Подушка, 2000а, б). Третья рыба в течение нескольких лет не созревала и лишь с весны 2000 г. начала заметно полнеть.  Осенью уже не было никаких сомнений, что этот экземпляр — самка, и что ее яичники достигли IV стадии зрелости. После зимовки в начале марта 2001 г. температура в бассейне с шипами была постепенно повышена до 13°С, и рыбам сделаны гипофизарные инъекции (самке — градуальная, самцам — однократная). Получение икры произвели прижизненным способом (Подушка, 1999б) через 34 часа после инъекции. Самка имела абсолютную длину 92 см и массу 5 кг. Количество сцеженной икры составило 1 кг (20% от массы самки). Икринки аральского шипа слабо пигментированы, имеют черное пятно или кольцо на анимальном полюсе. Сходную окраску икринок мы наблюдали у каспийских шипов. В граммовой навеске содержалось 69 икринок. Осеменение производили по принятой в осетроводстве технологии смесью спермы от двух самцов. Обесклеивали икру глиной (Подушка, 1999а).  Половину икры заложили на инкубацию в аппарат «Осетр», половину — в аппарат Вейса. Заметных различий в результатах инкубации между аппаратами не отмечено. Процент развития икры на стадии малой желточной пробки составил 32-33%. Получено 8 тысяч предличинок, которые имели молочный цвет и обладали ярко выраженной светобоязнью.

Полученное потомство предполагается использовать для формирования в хозяйстве маточного стада аральского шипа.

 

Литература

 

Дукравец Г.М. 1998-1999. Аналитический обзор списка охраняемых, нуждающихся в охране и близких к этим группам рыб Казахстана. Часть 1. Включенные в Красную книгу круглоротые и рыбы // Selevinia. С.83-87.

Казанский Б.Н. 1962. Экспериментальный анализ сезонности размножения осетровых Волги в связи с явлением внутривидовой биологической разнокачественности // Ученые записки Ленингр. университета. № 311. Вып.47. С.19-45.

Нинуа Н.Ш., Панчуладзе Т.Г., Бочоришвили Т.Г., Кашия Э.Г., Шервашидзе П.О., Попова А.А., Пискунова Л.В. 2001. Воспроизводство колхидского осетра на Рионском осетровом рыбоводном заводе // Вопросы рыболовства. Т.2. № 1 (5). С.154-160.

Павлов Д.С., Савваитова К.А., Соколов Л.И., Алексеев С.С. 1994. Редкие и исчезающие животные. Рыбы. М.: Высшая школа. 334 с.

Подушка С.Б. 1986.  Проблема сохранения генофонда осетровых в водоемах СССР // Вестник Ленингр. университета. Сер.3. Вып.4. С.15-22.

Подушка С.Б. 1999а. Новый препарат для обесклеивания икры осетровых // Ресурсосберегающие технологии в аквакультуре. Второй международный симпозиум. Материалы докладов. Краснодар. С.75-76.

Подушка С.Б. 1999б. Получение икры у осетровых с сохранением жизни производителей // Научно-технический бюллетень лаборатории ихтиологии ИНЭНКО. Вып.2. СПб. С.4-19.

Спичаков Ф.А. 1928. О работах Аральской экспедиции // Рыбное хозяйство. Кн.3. М. С.69-89.

Шебанин В.М., Подушка С.Б. 2000а. Получение спермы от самцов аральского шипа, содержащихся в рыбоводном хозяйстве // Осетровые на рубеже XXI века. Международная конференция. Тезисы докладов. Астрахань: Изд-во КаспНИРХ. С.283.

 Шебанин В.М., Подушка С.Б. 2000б. Созревание самцов осетровых в условиях рыбоводного хозяйства // Научно-технический бюллетень лаборатории ихтиологии ИНЭНКО. Вып.4. С.8-23.

Шилин Н.И. 2000. Роль Красной книги РФ и Красных книг субъектов РФ в сохранении разнообразия осетровых России // Осетровые на рубеже XXI века. Международная конференция. Тезисы докладов. Астрахань: Изд-во КаспНИРХ. С.33-34.

Щербуха А.Я., Шевченко П.Г., Коваль Н.В., Дячук И.Е., Колесников В.Н. 1995. Многолетние изменения и проблемы сохранения видового разнообразия рыб на примере Каховского водохранилища // Вестник зоологии. № 1. С.22-32.
 
 
Уважаемые коллеги! Все опубликованные в этом разделе материалы принадлежат их авторам и/или правообладателям.
Пожалуйста, уважайте труд этих людей и помните о законе РФ «Об авторском праве и смежных правах»
При полном или частичном использовании этой статьи, прямая ссылка на нее обязательна
 
 

Обсуждение

Добавить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы добавить комментарий.